Владимир Комаров из д. Бибиревка живет своим трудом и умом. Много лет назад он выбрал себе занятие по душе — пчеловодство. С тех пор утверждает, что без работы на пасеке меда не увидишь. Чтобы получать янтарное лакомство, надо любить и знать дело, которым занимаешься.
На снимке: Владимир Комаров
Житель д. Бибиревка рассказал, что несколько раз возвращался к своему сладкому делу. Все время стремился автоматизировать процесс производства янтарного лакомства и других продуктов пчеловодства, облегчить ручной труд. Комаров демонстрирует подъемное устройство. Сейчас оно стоит на приколе во дворе. А еще с десяток лет назад было задействовано в работе.
Владимир Леонтьевич охотно приглашает на свою «кухню». Так он называет мастерскую, где, предупреждает, давно «не кашеварил». А ведь еще несколько лет назад в деревянной постройке рядом с жилым домом кипела работа. Им было налажено производство пенополистирольных ульев. Этому предшествовала кропотливая деятельность по изучению научной литературы, опыта западноевропейских единомышленников по использованию в пчеловодстве подобных изделий. Комаровым было изготовлено 30 домиков для пчел. Многие из них изобретатель раздал друзьям-товарищам. Сегодня оборудование, а здесь каждый механизм собран руками хозяина, покоится на полках. Но, уверяет Владимир Леонтьевич, оно в любой момент готово включиться в работу, взять хотя бы тельфер. Только нет ее, той самой необходимости. Сельчанин довольствуется тем хозяйством, которое имеется у него на сегодня — 10 жилищ для крылатой эскадрильи.
В настоящее время на пасеке Комарова соседствуют как пенополистирольные, так и более привычные обывателю деревянные ульи. Кстати, все они изготовлены без использования дополнительных крепежей в виде гвоздей. От деревянных с новым производством так и не смог отказаться. Убежден, что экология улья является мощным фактором, воздействующим на медоносную пчелу и в значительной степени определяющим не только состояние ее здоровья, но и продуктивность. Но и ярым противником «искусственных» домишек не выступает.
— Улей — это своеобразное здание производственной линии меда. Важно, чтобы он представлял собой определенную конструкцию, соответствующую правилам жизни и деятельности его обитателей, — утверждает Владимир Леонтьевич.
Об урожае янтарного лакомства нынешнего сезона сельчанин говорит по-деловому:
— Опытный пчеловод считает килограммы с зимовалой семьи (а их у Комарова десять — примечание автора). Нынче вышло по 10-литровому ведру, а это аккурат 14 кг. Негусто, но достаточно, чтобы обеспечить «нектаром жизни» всю родню.
На реализацию идут считанные литры, разбирают постоянные клиенты и односельчане. Заимствовать здоровье у природы — это, по мнению Владимира Леонтьевича, не только вкушать мед, но и употреблять продукты пчеловодства.
Недалеко от пасеки под виноградным навесом занимает почетное место еще одно изобретение хозяина подворья — комбайн для извлечения перги из сот. Демонстрируя все возможности агрегата, Комаров в очередной раз подчеркивает, что он больше производственник.
— Примерно как понимал, так и делал. Один раз встречался с подобным изобретением в русском журнале лет десять назад. Посмотрел, ничего не понял, но идею взял на вооружение. Реализовал ее немногим позже, — вспоминает мужчина.
— А где брали детали? — интересуюсь.
— Я страшный барахольщик. Уверен, что в хозяйстве все пригодится, — резюмирует собеседник.
Так, из подручного материала и камеру для вытапливания воска на 30 рамок соорудил. Она работает без использования электричества, что значительно сказывается на экономии семейного бюджета.
Высоко оценили рационализаторские разработки жителя д. Бибиревка научные умы из сельскохозяйственных учебных заведений республики. Диву давались находчивости и мастерству сельчанина. Впечатлила медогонка.
Сапожник без сапог — это не про Комарова. Владимир Леонтьевич больше двадцати лет не употребляет сахар, полностью заменил его медом. Четыре пол-литровых баночки янтарного лакомства — вот его месячная норма. Много это или мало, не знает. Утверждает одно: не отказывает себе в сладком удовольствии.
Татьяна Диканова
Фото автора
что-то много одному в месяц по два литра меда, вот у кого сладкая жизнь