Более трех десятилетий прошло со дня страшнейшей техногенной катастрофы. За это время выросло и возмужало новое поколение, которое из рассказов родителей знает о чернобыльской трагедии, сделавшей сотни людей изгнанниками. На новом месте жительства за ними прочно закрепилось название переселенцы. Своеобразная диаспора из граждан этой категории сформировалась в аг. Новка.

На снимке: Ольга Батан, Нина Козлова и Евгения Ганюк в музее «Добробыта»

На снимке: Ольга Батан, Нина Козлова и Евгения Ганюк в музее «Добробыта»

На центральной усадьбе совхоза «Рудаково» в 1993 году были построены две пятиэтажки для отселенных граждан из чернобыль-ской зоны. Сюда со скромными пожитками приезжали семьи из пострадавших районов Гомельщины и Могилевщины. Брагин, Корма, Хойники, Ветка, Наровля… — это география с черной отметиной. Обидно и горько было покидать родные края, где хорошо родит земля, богата дарами природа и главное — налажен быт. Но нужно было жить ради детей. Именно забота об их здоровье для многих была решающим аргументом в смене местожительства.

«Очень сложно психологически было переселяться, — свидетельствует Татьяна Камеш. — В Хойниках жила моя мама, за два-три километра от райцентра, в д. Корчовая, — родители Ивана, моего мужа. У нас была хорошая работа, рядом вся родня. Но подрастали двое сыновей — Андрей 1983 года рождения и Женечка, на 6 лет моложе…». Чувствуется, что даже спустя столько лет женщине больно вспоминать вынужденное переселение. Семье Камеш на выбор предложили квартиру в Лепеле, Полоцке или Новке. Посмотрели везде и остановились в ближайшем к Витебску поселке. С благодарностью вспоминает Татьяна Викторовна местных жителей Лилию и Евгения Сурановых. Они оказывали переселенцам всяческую поддержку и словом, и делом. У них Татьяна покупала для детей натуральные продукты: молоко, творог, сметану, яйца.

На снимке: Татьяна Камеш демонстрирует свои поделки

На момент чернобыльской аварии уроженка Кормы Ольга Батан с мужем и двумя детьми жила в Витебске. Но ее родители Клавдия Павловна и Михаил Михайлович Виноградовы оставались в загрязненной зоне еще семь лет. Чернобыль, кроме общей беды, принес в их дом личное горе — попал в автомобильную аварию сын. Это затмило окружающую реальность, лишь позже к ним пришло осознание катастрофы. Ольга регулярно навещала родителей, проводила на малой родине выходные и отпуска, хоть знала, что это небезопасно, бывало, дозиметры зашкаливали…

«Мама работала костеляншей в райбольнице, отец там же водителем на «скорой». По состоянию здоровья им рекомендовали отселение, решились пожилые люди на него по нашему настоянию», — вспоминает Ольга Михайловна. Основной скарб, который прихватили с собой — творения рук мастерицы: вязаные кружева, вышитые рушники, салфетки. В Новке Клавдия Павловна быстро адаптировалась. Вместе с мужем разработали участок земли неподалеку от дома, где, кроме грядок, разбили цветники. К слову, больше всего хозяйка жалела оставленные в Корме сад и палисадник. Голосистую женщину пригласили петь в вокальную группу «Новичаночка», созданную при районном Доме культуры. К домовитой, общительной переселенке тянулись и земляки, и местные жители. На новой земле супруги отметили золотую свадьбу. К сожалению, уже седьмой год Клавдия Павловна вдова. Последняя просьба Михаила Михайловича — похоронить его в Корме. Прожив 20 лет в Новке, душа его все равно стремилась на малую родину.

Из Витебска к Клавдии Михайловне перебралась жить дочь Ольга, чтобы матери было веселее. Вместе женщины мастерят удивительные вещи из бисера, украшения — брошки, сережки, бусы, браслеты — впору самым изысканным модницам.

Уроженка д. Хотоля Куринского сельсовета Евгения Ганюк оказалась в Хойникском районе по направлению ветеринарного техникума. Там нашла свою судьбу в лице Анатолия Савельевича, там родились и выросли их дети. В то время, когда катастрофу на атомной станции держали в секрете, одной из первых узнала о роковом взрыве Евгения Семеновна. Она работала в баре в г. п. Хойники, который стал местом совещания военных, до этого в горпоселке не было столько людей в погонах. Ее сменщица бросила все и уехала к родственникам, а Ганюк месяц работала одна по 12 часов в сутки. Взрослые дети звали родителей к себе (сын жил в Могилеве, дочь — в Витебске), но воспитанные по-советски, а Анатолий Савельевич еше и с партбилетом в кармане, супруги не могли сразу сорваться с места. Много позже решились на переезд. Сначала жили в Докшицком районе, а с 1996 года — в Новке. Инициативная и активная женщина сразу обратила на себя внимание. Благоустройство, избирательные кампании, культурные мероприятия, в частности, театральные постановки на базе РДК не обходились без участия Евгении Ганюк. Она замечательно сыграла роль чернобыльской женщины в одном из спектаклей — только прочувствовав ту боль, можно было зацепить зрителя за живое. В свободное время Евгения Семеновна отдается декоративно-прикладному творчеству.

Картины из кожи, сухих цветов, из природного материала — камешков, сливовых, вишневых, абрикосовых косточек, арбузных и огуречных семечек, шкатулки, другие милые вещицы являются украшением мини-музея созданного в РДК. К своему увлечению женщина приобщила и супруга — Анатолий Савельевич первым оценивает работы, делает для них рамки.

Нина Васильевна Козлова — личность известная не только в аг. Новка, но и в районе. Являясь специалистом Территориального центра соцобслуживания населения и секретарем районной организации ветеранов, она инициирует многие благотворительные акции, направленные на поддержку социально уязвимой категории граждан. Переехав из Кормы по обязательному отселению в Новку с мужем и двумя малолетними сыновьями, в 90-е годы возглавляла фонд «Помощь детям Чернобыля» при поддержке благотворительной организации германского г. Нинбург. Благодаря ей многие ребятишки из загрязненных районов ездили на оздоровление в немецкие семьи. Дважды в год гостей из Германии принимали в Витебском районе. «Долгое время нас не покидало чувство, что мы находимся в длительной командировке, которая когда-то закончится, и мы вернемся домой», — вспоминает Нина Васильевна. Но «командировка» затянулась на десятилетия.

Неслучайно мини-проект «Добробыт» при поддержке Австрийского и Швейцарского  Красных Крестов, направленный на развитие творческих способностей социально уязвимых граждан, объединения их и расширения круга общения, был организован в Новке. Костяк организации составили именно переселенки из чернобыльской зоны, все они рукодельницы — умеют шить, вязать, прясть, вышивать… Спустя какое-то время в РДК был обустроен музей, где рядом с предметами старины хранятся изделия гомельских мастериц. Порядка 10 лет возглавляла инициативную группу «Добробыта» Евгения Ганюк и лишь недавно передала дела мини-проекта Татьяне Камеш. Это достойная кандидатура, считают все участники организации. Татьяна Викторовна работает в разных техниках ДПИ — вяжет, вышивает, делает сувениры из соленого теста, плетет удивительные вещи из ивовых веток и хмеля. К Светлому Христову Воскресению в мини-музее «Добробыта» открылась выставка пасхальной тематики, на которой привлекают взгляд плетеные венки в виде птичьих гнезд, изготовленные Татьяной Камеш, расписанные яйца и прочие атрибуты великого христианского праздника. Характерно, что обычно несколько дней отделяют его от скорбной чернобыльской даты, которая навсегда вошла с черной отметиной в календарь переселенцев. По традиции они встречаются, чтобы отметить Пасху, вспомнить родные края, которые волей судьбы довелось покинуть, поговорить о жизни на новой земле.

Нина Столяренко
Фото автора