Плохие люди здесь не задерживаются. Работать, помогая людям пожилого возраста, нелегко, ведь характеры — они и у молодых-то разные, а с возрастом раздражительность, нервозность усугубляются», — констатирует заведующая отделением социальной помощи на дому ТЦСОН Любовь Асташонок, подчеркивая, что в соцработники идут не только женщины, но и мужчины. С одним из них, Александром Матвеенко из д. Еремино, мы решили встретиться.
В доме Марии Михайловны Акцизной и ее младшей сестры Зинаиды Михайловны Бруевой чисто и прибрано. Это, подмечает старшая хозяйка, норма, ведь в помощниках у них Саша. «Не чурается он и женской работы: и белье простирнет, и огород выполет, — говорит бабушка Маша. — Хотя для нас, стариков, самое главное — его золотое и доброе сердце. И днем, и ночью придет на помощь. Без него пропали б».
На это Александр Иванович отвечает:
—Я знаю, что мои подопечные всегда ждут меня с нетерпением. Пожилой человек — как малый. Малые дети нуждаются в материнской помощи, так и пожилому человеку нужна поддержка. Действительно, для пенсионеров социальные работники — спасательный круг в море бытовых проблем. И домашний ангел-хранитель, готовый всегда принести стакан воды. Они ограждают пенсионеров от одиночества. День в режиме помощи — забот и хлопот хватает.
Так называемый «родственник от государства» совершает необходимые покупки, колет дрова, приобретает лекарства, убирает в доме, оформляет коммунальные платежи, обязательно прописывая свои действия в специально заведенной ученической тетради. У соцработника Матвеенко — семь подопечных, возраст которых уже перевалил за 70 лет, и к каждому он должен прийти два раза в неделю. Многие из бабушек одинокие, мужей схоронили, а детей нет или поразлетались кто куда, вот и остались старики куковать век. У одной из сестер, Зинаиды Михайловны, дети есть, но живут они на Камчатке и в Красноярске — неблизкий свет, чтобы часто наведывать мать. Связь держат больше по телефону. А тут и огород, и какое-никакое пернатое хозяйство, да еще и восемь «мурлык» прокормить надо.
«Для котиков «продуктовый набор» — колбаса да манка, это спецзаказом всегда значится у Саши, когда отправляется за покупками», — знакомя со своим подсобным хозяйством, говорит Мария Михайловна. Им и соцработнику порой доводится слушать про ее военную молодость, как строили светлое будущее… Он в свою очередь о себе все рассказал: как громыхнул Чернобыль, как после еще четыре года на родине, убирая урожай, «зарабатывал» орден Трудовой Славы III степени, как сюда приехал по приглашению друга, устроился в местное хозяйство, трудился механизатором. Поведал Александр Иванович и о своей черной странице биографии, как в 2006-м схоронил жену, как после этого сумел воспрянуть духом. Лучшим лекарством, как показало время, оказалась работа в соцслужбе. Сойдясь с односельчанкой Ниной, нуждавшейся в уходе, мужчина подумал, что кроме нее в их деревеньке есть и другие люди, которым нужна его помощь, внимание и забота. Вот и променял механизаторское дело на социальную работу.
Галину Николаевну Антоненко давно зовут к себе в город дети, но уходить из родной хаты 80-летняя женщина не собирается. «Пущай сами ко мне чаще наведываются», — улыбается, признавая, что сын и дочки и так не забывают, почти каждый выходной хозяйничают в отчем доме. А в будние дни пока главный бабушкин помощник — соцработник: и воды принести, и дровишек, да и просто поделиться новостями.
На прощание А. Матвеенко дает наказ, чтобы не пускали в дом чужих, все ж деревенька расположена на оживленной трассе, всякие заезжие бывают, а пожилые люди доверчивые.
Рабочий день соцработника клонится к закату, есть время и поразмышлять. «На старости у большинства моих подопечных один диагноз — одиночество», — констатирует Александр Иванович. Сам того не замечая, он помогает скрасить его, заменяя родных и близких, а это дорогого стоит…
Т. ДИКАНОВА.