Вспоминая о детях войны, мы хотим поддержать всех, кто пережил большую трагедию и остался верным своему Отечеству. Эссе Анастасии Нестеренко «Трагические судьбы малолетних узников  Витебщины» было представлено на республиканском конкурсе «Дети и молодежь в годы Второй мировой войны».

Я пытаюсь понять, кто такие фашисты, нацисты, гитлеровцы, «эсэсовцы», что такое «коричневая чума», чистая арийская раса?  И кто дал право одним распоряжаться судьбами  других? Почему меня волнуют эти  вопросы? Да потому что в истории одной только моей семьи очень много трагических примеров.

Мой прадед — участник партизанского движения Родион Сухарев выжил, вернулся с войны инвалидом, без ног. Руку помощи ему протянуло государство – выделило автомобиль, оказало моральную и материальную поддержку.

Прабабушка Елизавета Сухарева, будучи беременной, за связь с партизанами оказалась в лагерях  Пятый полк и Освенцим. По дороге умерла её дочь Нина шести лет, в концлагере от тифа скончалась 4-летняя дочь Паша. Не много ли испытаний для одной беззащитной женщины?  За все её мучения и в награду в Освенциме родилась моя бабушка, прозванная фашистами  «банденкиндер» под № 73858, впоследствии ей дали имя Тамара. Этой малышке с мамой суждено было выжить в тех каторжных невыносимых условиях. Даже скудный паек узницы прабабушке приходилось менять на пелёнки для новорожденной…

Кормящие матери не работали, сидели взаперти, только дважды в день их выводили на воздух, остальное время держали в бараке. Кормили очень плохо: суп из резаной травы и  100 г черного хлеба в день. Только по средам давали похлебку, в которой было немного жира. Страх задохнуться в газовой камере преследовал всех узников. рядом постоянно дымили печи крематория.

Огромная сила духа прабабушки Елизаветы и поддержка таких же женщин-узниц позволила ей выжить всем смертям назло. Благодаря этим выжившим в фашистской неволе женщинам наш род продолжается: у бабушки Тамары Родионовны 5 детей, 14 внуков, 3 правнука.

Дядя моего отца Алексей Нестеренко с 11 лет находился в лагерях Освенцим, Потулица, Константинув  вместе со своими сестрой и матерью, которая умерла там от тифа. Над детьми проводили медицинские эксперименты: ежедневно делали уколы, от которых ухудшалось зрение, поднималась температура, образовывались нарывы. Сделав забор крови, их относили в барак на носилках. И в мирное время дядю не покидали болезни.

В связи с 70-летием начала Великой Отечественной войны в 2011 году малолетние узники фашизма получили единый статус участников Великой Отечественной войны.

Узники  лагерей смерти произнесли клятву: «До конца дней своих носить в сердцах память о безвременно погибших товарищах. Носить в себе гнев и ненависть к кровавому немецкому фашизму – злейшему врагу человечества. Передать эту ненависть своим детям, молодому поколению, воспитывая в них чувство бдительности и безграничной любви к Родине». Нам стоит только присоединиться к этому призыву. Я надеюсь, что истории трагических судеб малолетних узников не допустят повторения кровавых страниц Второй мировой.

А. Нестеренко,
ученица  Куринского детского сада-средней школы.