Приближается день, вошедший в историю как начало трагических событий Великой Отечественной. 22 июня 1941 г. судьба жителей Витебщины разделилась на две части: до начала войны и после.
—Мне было тогда 15 лет, я только окончила 8 классов, — с воспоминаний о первом дне войны мы начали беседу с жительницей д. Старое Село Любовью Тимофеевной Денисовой (в девичестве — Тяпкиной). Помню, как сообщили по радио о начале войны. Все слушали выступление Молотова. Мы поняли, что случилось что-то очень страшное. Сестра моя как раз окончила 10 классов и только что вернулась с выпускного вечера. Мы не знали, что делать, и побежали в школу. Это 2-я Сталинская школа на пл. Победы (сейчас СШ№2). Через два-три дня школу начали переоборудовать под госпиталь.
Семья Тяпкиных жила в собственном доме на окраине Витебска – на ул. Сокольнической (в районе нынешнего ВГУ им. П.М. Машерова).
—Первые дни войны горожане ходили, словно зомбированные, — продолжает рассказ Любовь Тимофеевна, — чувствовалось напряжение, почти из каждой семьи кто-то уходил на фронт. Недалеко от дома был аэродром, и война словно подходила все ближе и ближе. На пятый день войны отец получил повестку в армию. Он побоялся нас оставлять в Витебске. По настоянию отца мы бросили все и уехали в Михалово Лиозненского района, на родину папы и мамы. Сюда не сразу дошли оккупанты, деревня была в глуши, вокруг ольховый лес. Многие жители поддерживали связь с партизанами. Когда немцы прислали карательный отряд, михаловцы вместе с партизанами ушли под Сураж.
После освобождения Лиозненского района, в 1943 году, Любовь Тяпкину назначили секретарем Велишковского сельского Совета (ей было 18 лет). Потом направили в Новобелицу Гомельского района на учебу. Пока училась, был освобожден Витебск. Вернувшись в областной центр, устроилась в горздравотдел медицинским статистиком.
—После войны вся улица Сокольническая была разрушена, а наш дом невероятным образом уцелел, — вспоминает Любовь Тимофеевна. — И хоть был он неузнаваем (немцы сделали из него конюшню), мы все равно были счастливы. После я узнала, что моих подруг-одногодок угнали в Германию. Одна вернулась оттуда с туберкулезом, вторая с тяжелым психическим заболеванием.
В сентябре 1944-го в Витебске открылись вечерние школы. Любовь Тяпкина окончила 9 и 10 классы, затем мединститут. После него на протяжении 36 лет — с 1952 по 1987 год — работала в Старосельской больнице врачом общей практики. Приходилось принимать роды, накладывать швы, то есть быть и хирургом, и акушером-гинекологом, и педиатром в одном лице.
—Сначала здесь был только амбулаторный участок, — рассказывает Любовь Тимофеевна. — При мне открылась больница сначала на 10 коек, потом на 15, на 25, на 50, появились рентген-, физио-, зубоврачебный кабинеты. (Сейчас местное учреждение перепрофилировано под больницу сестринского ухода). Я всегда была полностью предоставлена работе.
Здесь, в Старом Селе, Любовь Тимофеевна встретила своего будущего мужа — Денисова Григория Пантелеевича. Здесь родился и вырос сын Сергей, который сейчас живет с семьей в Могилеве. Сын с невесткой зовут мать к себе, но она не хочет покидать дом, который построили с мужем.
—Корни-то у меня деревенские, и мне никогда не хотелось уехать отсюда, — признается Любовь Тимофеевна. — Здесь все мое, родное. У меня здесь было много прекрасных мгновений. Выезжая на ночной вызов, видела столько светлячков, что целые поляны от них светились, я их даже в коробочку собирала. Первый гриб, первый звук кукушки, первое пение соловья — все это было мое. А среди соловьев и теперь соревнование устраиваю — какой поет громче, какой длиннее. Считаю себя очень счастливой.
Моя удивительная собеседница — заслуженный врач Республики Беларусь, кавалер ордена Трудового Красного Знамени. В свои 87 лет она удивляет самодостаточностью, силой духа, способностью принимать решения и радоваться жизни. Жизни без войны.
Татьяна Соловьева.
На снимке: Л. Денисова.
Фото автора.
Люди, прошедшие войну,ценят жизнь по-настоящему.
Уважаемые господа! Пожалуйста, помогите нам связаться с Л.Т.Денисовой. Возможно, память ее сохранила хоть что-нибудь о тогдашнем директоре 2Сталинской школы г. Витебска. Эти сведения были бы для нас бесценны, потому что перед войной директором этой школы был наш дед Левит Несанель Мордухович. Он погиб при прорыве блокады Ленинграда 24 января 1943года. Недавно нам удалось получить его письма к семье с фронта, их нельзя читать без слез и гордости: наш дед был удивительно светлым и высоко образованным человеком, искренне любившим семью, Родину, жизнь. Он свято верил в победу и горячо убеждал в этом других. Каждая крупица воспоминаний тех, кто видел и помнит его, для нас на вес золота. С надеждой и благодарностью, Галина Левит.
Дорогие земляки! Я сын Левит Несанеля Мордуховича, погибшего под Ленинградом (Синявино ). В моей семье хранятся его письма с фронта моей маме,- его жене Вере Израилевне . Его дочь Розалия Несанелевна Левит(Юнерман) умерла в Израиле, Там же живёт его внук Леонид Юнерман. Волею судьбы я стал капитаном дальнего плавания и получил в России высшее образование. Сейчас живу в США . Не работаю,пенсионер. Никогда не Думал,что у меня будет такая хорошая старость. Ни в чём не нуждаюсь,живу в прекрасном доме, в лесу, с любимой женщиной.Мой SKYP- FRED.lEVIT . Буду рад пообщаться с желающими. С УВАЖЕНИЕМ, ФРЕД ЛЕВИТ.