В преддверии дня освобождения Витебска от немецко-фашистских захватчиков над городом прозвучал скорбный глас набат-колокола. На месте бывшего концентрационного лагеря «5-й полк» была установлена часовня.

Вместе с витебчанами участие в митинге-реквиеме приняли делегации городов-побратимов, руководство областного центра, молодежь, а также те, кто прошел дорогами войны и остался жив.

Второй по величине лагерь смерти в Беларуси после Тростенца фашисты создали летом 1941-го года на месте 5-го железнодорожного полка. За три года через него прошли около 150 тысяч мирных жителей и советских военнопленных, из которых 80 тысяч погибли. На сегодняшний день есть и безымянные жертвы концлагеря «5-й полк». В память о них в планах у городских властей создать на этом месте мемориальный комплексДолину памяти и скорби.

Среди тех, кто прошел круги лагерного ада, Ирина Павловна Кравченок, в девичестве Васильева (на снимке). Несмотря на то, что прошли годы, и сейчас сжимает сердце при воспоминаниях о тех карательных «уроках» немцев, ведь боль не подвластна времени.

—Когда в Витебске начали разрываться снаряды, а звуки канонад разрезали тишину, мне было семь лет.  В марте 1944 года нашу семью, в которой было пятеро несовершеннолетних ребят от одного годика до пятнадцати лет, как и всех жителей поселка Бителево, немцы отправили в концлагерь «5-й полк». Там было семь бараков. Каждый отдельно огорожен колючей проволокой, а между ними ходили часовые с собаками, — оживают в памяти малолетней узницы концлагеря картины детства, опаленного войной. —  В бараке были нары  в три яруса. Кормили очень горькой, жидкой баландой раз в день, многие на таком пайке долго не протянули. Но и там мы находили поводы для маленькой радости. Одним из них считаю тот день, когда маму вернули к нам в барак. Правда, за это ей пришлось снять с пальца золотое колечко, но зато мы были вместе.
Еще много испытаний холодом и голодом выпало на долю Ирины Кравченок. Да и то, что узница фашистского концлагеря проживает всего в нескольких километрах от бывших фашистских застенков, в аг. Кировская, мешает забвению. А теперь еще и скорбный глас набат-колокола будет напоминать, какой ценой досталось мирное и чистое небо, независимость нашей страны.

Тех, кто не дождался Дня Победы, теперь звоном набата будут вспоминать в молитве в звуке. Если икона – это молитва в красках, а храм – молитва в камне, то колокол – это икона звучащая. И она нужна не мертвым, она нужна живым. Ведь благодаря им, героям военного лихолетья, сегодня над процветающей Беларусью звучит малиновый звон на заре…

Татьяна Диканова.

Фото автора.

 

Советуем прочесть:

26 июня — день освобождения Витебска от немецко-фашистских захватчиков

Состоялся очередной президиум Витебского районного совета ветеранов

Витебск отмечает свой 1038-ой день рождения

Любовь Тимофеевна Денисова из Витебского района, Старого Села, поделилась воспоминаниями о трагических событиях 1941 года

В горпоселке Яновичи Витебского района торжественное шествие, посвященное Дню Победы, возглавлял ветеран войны на квадроцикле

В сельсоветах Витебского района радушно встретили гостей из разных уголков бывшего Союза, которые приехали на могилы похороненных здесь родственников — солдат Великой Отечественной