С управляющим молочно-товарным комплексом “Полудетки” Любовью Кислицей августовским днем мы выбрались на пастбище. Когда ехали, она подробно рассказывала о насущных делах, составляющих стабильных удоев, а еще больше — о тружениках молочной отрасли. Среди лучших назвала оператора машинного доения коров Веру Карбовскую.
Вера Карбовская на пастбище у доильной установки.
—Пять лет как пришла к нам, — отметила руководитель коллектива, — набралась опыта, очень настойчивая в достижении цели. Показатели почти как у передовых операторов Марии Плещенковой, Оксаны Чекаловой. Все у нее получается.
И вот летний лагерь, как его называют животноводы. Наблюдаем за молочным процессом. К доильной установке с концентратами в кормушках послушно тянутся буренки Веры Карбовской. Натренированными движениями рук она массажирует вымя, подключает доильные аппараты. Минута-другая и парное молоко наполняет бидоны. Только после того, как все 38 черно-пестрых подоены, расслабляется. Спрашиваем у нее, как ежесуточно удается получать почти по 20 литров молока от коровы.
—Для опытных доярок это обычные удои, — будто и не было напряженной часовой дойки, улыбается Вера. — У нас все стараются. А как иначе? Больше надоишь — больше заработаешь.
Животноводы на материальные стимулы не обижаются. На зеленых кормах они получили продукции больше, чем прошлогодним летом, а значит возросла и денежная прибавка. Собственно, в чужой карман заглядывать негоже. Зарплата познается в сравнении. Перед приходом в животноводство Вера работала швеей в Витебске, еле концы с концами сводила: низкий заработок, да и тот с задержкой.
На первых порах непросто привыкать к распорядку дня оператора машинного доения. В четыре часа уже надо быть на ногах. Благо, отцу-животноводу, как всегда, не спится. Вместе утром отправляются на ферму.
Обзавелась семьей. Муж — водитель, часто в дальних рейсах. Хлопот приятных прибавилось с рождением дочери. Помогает растить ребенка мать Веры.
—Может ли быть профессия доярки призванием? — любопытствуем у В. Карбовской.
—Вкус молока приятен, — загадочно слышим в ответ. — Так распорядилась судьба. Жизнь ведь только начинается.
…Дойка окончена. В. Карбовская вместе с операторами Е. Пригожей, В. Бойцовой, А. Леоновой усаживаются в автомобиль бессменного водителя Михаила Бульбенкова. Вечером он снова привезет их на дойку.
Работа на пастбище обычно продолжается до октября — начала зимне-стойлового содержания скота. Но вот какая неожиданность: через несколько дней, проезжая возле летнего лагеря животноводов, мы не увидели доильной установки. Может она переместилась на другие кормовые угодья?
—Холодная погода внесла коррективы в продолжительность пастбищного сезона, — пояснила Любовь Кислица. — Согласно рекомендациям райсельхозпрода, до первого сентября коровы должны быть поставлены в стойла. С 21 августа мы это требование выполнили. Комплекс перешел на осенне-зимний распорядок. Рацион усилен и сбалансирован по питательным веществам. В кормушках — зеленая масса, сено, концентраты. В переходный период удалось избежать снижения продуктивности дойного поголовья. Ежедневный валовой удой составляет 4600 тонн, что выше соответствующего периода прошлого года. От коровы в сутки получаем более пуда молока.
—А какие результаты у Веры Карбовской?
—Неплохие. На первом месте Мария Плещенкова, Оксана Чекалова, а на третьем — она.
В 2011 году В. Карбовская получила по 4,2 тонны молока от коровы, причем сорта «экстра». Сохранность приплода — стопроцентная. Сейчас в сутки от группы коров надаивает более 600 килограммов.
—Условия для работы нормальные. Помещения к зиме подготовлены, кормов хватает. Есть все возможности в этом году превзойти прошлогодний показатель, — уверена Вера.
Николай Кохно.
Фото автора
Работа трудная, ведь целый день с самого утра на ногах и до вечера.Спасибо тем, кто не боится работы и с достоинством ее выполняет