В каждой семье, где растет приемный ребенок, неизбежны вопросы, связанные с его адаптацией и социализацией. Любые сомнения подталкивают к размышлениям и к стремлению узнать о воспитании детей у своих «коллег». Обобщить опыт и получить обоснованные рекомендации от специалистов можно было на очередном заседании клуба приемных родителей и родителей-воспитателей «Надежда», которое прошло на базе Суйковской средней школы.
Г. Евдокимова и О. Кривда с приемными мамами
Семья — эта та среда, живя в которой ребенок усваивает нормы, ценности, примеры поведения, учится исполнять социальные роли. Именно такие особенности воспитания делают семью приоритетной формой жизнеустройства приемных детей. Для того, чтобы выработать правильную воспитательную тактику управления ребенком, необходимо анализировать его поведение и корректировать. Именно эта тема была в центре внимания обсуждения приемных мам.
Методист отдела образования, спорта и туризма райисполкома Ольга Кривда отметила, что важно поддерживать между ребенком и приемными родителями гармоничные отношения, формировать тесный эмоциональный контакт. Успех во многом будет зависеть от того, насколько семье удается адаптироваться к новой системе ролей и норм поведения, а также разным видам их совместной деятельности. Ольга Николаевна обратила внимание и на методы поддержания дисциплины — беседу, похвалу, одобрение, материальное поощрение.
Некоторые дети испытывают требования своих родителей на прочность и принимают только то, что не поддается расшатыванию. В то же время они интуитивно чувствуют: за «нельзя» скрывается забота о них. Чтобы взрослые не шли на поводу у детей, ограничения и запреты должны присутствовать в жизни каждого воспитанника. Кто-то из родителей начинает командовать и делать критические замечания, но эти приемы лишают их подопечных инициативы, заставляют сомневаться в своих силах, снижают самооценку, создают психологически напряженную атмосферу. В такой ситуации важно учитывать тон, в котором сообщается требование или «табу» — он должен быть разъяснительным, а не содержать повеление.
Однако как поступить в случае, если ребенок причастен к воровству или обману? В таком случае нужно найти источник возникновения проблемы, обсудить возможные выходы из ситуации, привести примеры и поставить своего воспитанника на место другого человека, считает Ольга Кривда.
Педагог-психолог социально-педагогического центра Витебского района Гана Евдокимова дала приемным мамам несколько уроков правильного общения с их воспитанниками. Так, родителям нужно обратить внимание на то, чтобы они вместе с детьми находились позициями лицом к лицу, их глаза — напротив друг друга, и дистанция между собеседниками была в пределах 50-70 сантиметров. Внимательное слушание должно сопровождаться теплой улыбкой, ласковой, мягкой интонацией, умеренной громкостью голоса и средней скоростью речи. Главное, отражать высказывания ребенка в виде перефразирования его слов.
Также Гана Валерьевна рассказала, как с помощью «Я-сообщения» можно избежать конфликтных ситуаций. Такой метод позволяет создать доверие и уважение, и это значительно снижает противоречие между родителями и ребенком. Поэтому вместо того, чтобы произнести: «Как ты со мной разговариваешь?», следует сказать: «Мне очень неприятно и обидно, когда так разговаривают со мной».
Обучение родителей эффективным способам взаимодействия с воспитанниками приводит к заметному улучшению поведения ребенка и его самооценки. Родители, которые осваивают психологические и воспитательные азы, чувствуют уверенность в своих силах. Это помогло кандидату на роль приемной мамы (впервые побывавшей на заседании клуба «Надежда») оценить готовность к принятию ребенка в свой дом, а также постигнуть знания, необходимые для успешного и надежного создания новой семьи.
Ольга Булавка.
Фото автора.