Счастливого пути мы привыкли желать всем, кто отправляется в дорогу. Но станет ли этот путь таковым, во многом зависит от тех, кто обеспечивает пассажироперевозки. Этот праздник считают «своим» не только водители-профессионалы, но и автолюбители. И уж тем более с полным правом принимают поздравления те, кто дает «добро» на трудоустройство автомобилистом — преподаватели ПДД, мастера производственного обучения.
На снимке: Николай Махальский (справа) с первокурсниками Артемом Косенко и Павлом Быковским
Тридцать лет обучает вождению учащихся Витебского государственного профессионально-технического колледжа сельхозпроизводства, расположенного в аг. Октябрьская, Николай Махальский. За это время получили водительские права порядка 1000 его учеников. Для большинства из них приобретенная специальность стала трудовой биографией, ведь Николай Владимирович ведет подготовку водителей категории «С». Ребята (за 30 лет в группах Махальского было всего две девочки) обучаются на базе 9-ти и 11-ти классов. Причем замечено, что младшие проявляют больше старательности, усидчивости, они же получают удостоверения тракториста-машиниста. Чувствуется, что в колледж они пришли за специальностью. Из выпускников средней школы кто-то уже неплохо держится за рулем, а кто-то, не поступив в высшее или среднее специальное учебное заведение, думает лишь как «пересидеть»до следующей вступительной кампании.
Годовая программа обучения рассчитана на 57 часов. В день порядка двух — отводится на одного учащегося. Следуя методу «от простого — к сложному», новички начинают с ознакомления с органами управления автомобилем, приборами сигнализации, учатся регулировке сиденья, зеркал заднего вида, подгонке ремней безопасности. Постепенно осваивают движение, маневрирование, преодолевают эстакаду, «выписывают» на автодроме габаритную «змейку» и «восьмерку». Перенимают у мастера опыт проезда по населенному пункту, в транспортном потоке… На итоговом занятии проводится тестирование по предмету «Правовые основы дорожного движения» на компьютере или по билетам на бумажном носителе. Допущенные ошибки детально анализируются. Поблажек мастер производственного обучения не дает никому. По его мнению, важно не только выработать у ребят технические навыки, а научить чувствовать машину, воспитать высокую ответственность и культуру поведения на дороге.
У самого Николая Махальского за спиной тысячи верст, в том числе по серпантину горных ущелий, где проходил воинскую службу в начале 80-ых. После окончания 2-го курса Пинского индустриально-педагогического техникума был призван в армию. Год проходил подготовку в Северо-Кавказском военном округе, после чего ждала служба в автобатальоне в Афганистане.
Окончил прерванное обучение уже возмужавшим и в буквальном смысле обстрелянным молодым человеком.
С Витебским колледжем сельхозпроизводства связана вся производственная деятельность Махальского, начинал которую еще в СПТУ № 176.
На снимке: Алексей Шашков и учащийся I курса группы № 92 Кирилл Павлов
За добросовестный труд Николай Владимирович имеет немало поощрений. Вот и недавно в связи с 75-летием системы профтехобразования ему вручена Почетная грамота райисполкома.
Практическое вождение невозможно без теоретической подготовки. Ее в колледже осуществляет Алексей Шашков — преподаватель правил дорожного движения. В специально оборудованном кабинете будущие водители постигают основы управления; на плакатах, схемах, макетах осваивают принципы безопасного движения. У некоторых юношей, поступивших после 11-го класса, уже имеются права тракториста-машиниста, а у кого-то — водителя категории «В». Последними обладают три человека из группы, объединяющей 30 учащихся.
И преподаватель, и мастера производственного обучения внушают своим воспитанникам: дорога ошибок не прощает. На ней нужно быть дисциплинированным, предельно внимательным и взаимно вежливым — таким чаще сопутствует «зеленый».
Нина Столяренко
Фото автора.