Еще один участок белорусской дороги стал платным. С 1 ноября за проезд участка Р21 Витебск — граница Российской Федерации в Лиозно водители должны рассчитываться посредством электронной системы BelToll. Соответствующее решение закреплено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.10.2015г. №911 «О внесении изменений в Положение о порядке взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь».
Пока автомобилистов, которые говорят о неудобстве системы платных дорог гораздо больше, чем тех, кто смог найти в ней преимущества. Кто-то из перевозчиков не успел вовремя обеспечить транспорт бортовыми устройствами, у кого-то они были неправильно зафиксированы и оттого в нужный момент попросту не сработали, поэтому пришлось заплатить штраф.

Есть на этот счет и другое мнение. По словам индивидуального предпринимателя Сергея К., который имеет несколько грузовых автомобилей, ничего сложного в системе нет: «Достаточно информации и пунктов обслуживания. Да, были очереди, и я, конечно, потратил много времени пока приобрел эти приборы, но все работало и работает исправно. Один раз получил штраф из-за того, что водители сами не переставили количество осей на приборе и ехали сцепкой как одним тягачом».

Начальник юридического отдела оператора системы BelToll Александр Сидорович уверен, что система оплаты проста для тех, кто внимательно прочитал инструкцию:

— Система основана на технологии DSRC-связи, которая позволяет транспортному средству взаимодействовать с дорожной инфраструктурой. Таким образом, взимание платы возможно в режиме свободного многополосного движения. Она взимается со всех автомобилей, кроме легковых с технически допустимой общей массой менее 3,5 тонн, зарегистрированных в странах Евразийского экономического союза. Освобождаются от уплаты также мопеды, мотоциклы, колесные тракторы и самоходные машины, «маршрутки», осуществляющие городские перевозки пассажиров, транспортные средства оперативного назначения, перевозящие гуманитарную помощь, а также используемые в целях ликвидации ЧС.

Всем остальным за проезд по платной дороге придется выложить деньги. Но вначале следует зарегистрироваться в системе электронного сбора за проезд, приобрести бортовое оборудование и узнать, как им пользоваться. Устройство дается в залог, его размер составляет 20 евро для транспортного средства с технически допустимой общей массой не более 3,5 тонн, 50 евро для транспорта свыше 3,5 тонн, данная сумма возвращается при сдаче оборудования.

Принцип работы системы BelToll довольно прост. Над полотном дорог размещаются металлические порталы сбора платы, оснащенные приемопередатчиками, которые обеспечивают обмен информацией с бортовым устройством, установленным на лобовом стекле транспортного средства. При прохождении автомобиля через них система автоматически списывает средства со счета прибора.
Тарифы на всех платных дорогах республики одинаковы. Так, 1 км для механических транспортных средства с допустимой общей массой до 3,5 тонн включительно стоит 0,040 евро, с допустимой общей массой более 3,5 тонн и 2 осями — 0,090 евро, владельцы трехосных авто заплатят за километр 0,115 евро, а четырехосных — 0,45 евро.

По словам менеджера по связям с общественностью оператора системы BelToll Сергея Бурого, большинство спорных ситуаций возникает из-за невнимательности или ошибок самих пользователей.

— Самое распространенное нарушение — это неправильная установка бортовых устройств на лобовом стекле. Каждый водитель должен точно распознавать и следовать сигналам прибора. Если при проезде под станцией сбора платы он не услышал никакого звукового сигнала, необходимо проверить наличие индикации зеленого цвета, обязательно сообщить об отсутствии сигнала, позвонив на инфолинию, и обратиться в ближайший пункт обслуживания BelToll.

Кроме того, после пополнения баланса бортового устройства в режиме предоплаты, а также при каждом выезде, необходимо проверять, правильно ли выставлены оси на грузовом автомобиле, включая даже неиспользуемые.Следуя этим советам, непредвиденных ситуаций удастся избежать.

К слову, для удобства пользователей платной дороги Постановлением Правительства была закреплена возможность доступа к информации о зафиксированных нарушениях. На официальном сайте системы BelToll в «личном кабинете» каждый водитель может получить сведения о наличии или отсутствии у него нарушений проезда платных дорог.

ФАКТ
С 1 ноября 2015 года в систему BelToll дополнительно включены 323 километра белорусских магистралей. Теперь плата взимается на участках дорог Р99, Р23, Р21, а также республиканских трасс М-5 и М-6. Таким образом, протяженность сети платных дорог составляет более 1500 километров — это почти вдвое больше, чем при запуске электронной системы взимания платы за проезд летом 2013-го.

Елена Чаплева