Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко подписал указ №137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения».

Указом предусматривается с 1 января 2017 года поэтапное ежегодное повышение на 6 месяцев общеустановленного пенсионного возраста до достижения мужчинами 63 лет, женщинами — 58 лет; аналогичное увеличение (на 3 года за 6 лет) возраста, дающего право на льготные трудовые пенсии и пенсии за выслугу лет; соразмерное общегражданскому постепенное повышение предельного возраста состояния на военной службе военнослужащих.

В соответствии с указом рекомендовано руководителям организаций (независимо от форм собственности) шире применять практику участия нанимателей и работников в программах добровольного страхования дополнительной пенсии.

Заместитель министра труда и социальной защиты Валерий Ковальков в интервью БелТА рассказал, кого коснутся новации в первую очередь, чем обусловлено повышение возраста выхода на пенсию и каких рисков это позволит избежать.

По словам замминистра, за последний год численность жителей Беларуси, достигших возраста 55/60 лет, увеличилась более чем на 40 тыс. Сейчас насчитывается 2 млн 354 тыс. таких пенсионеров. Если бы не было принято решение о повышении пенсионного возраста, то в 2018 году их численность увеличилась бы на 90 тыс. человек. Дополнительно на выплату пенсий нужно было бы изыскать в 2018 году порядка 3,5% от сегодняшних расходов на пенсионное обеспечение, в 2020-м — 6,9%, а в 2030-м — почти 20%.

Валерий Ковальков пояснил, что означает на практике ежегодный полугодовой шаг: «Женщины, родившиеся в период с 1 января по 30 июня 1962 года, и мужчины, родившиеся в период с 1 января по 30 июня 1957 года, смогут реализовать свое право на пенсию с июля по декабрь 2017 года — они уйдут на пенсию в 55 лет 6 месяцев и 60 лет 6 месяцев соответственно. Их ровесники, чей день рождения выпадает на второе полугодие 1962 и 1957 года, выйдут на пенсию уже во второй половине 2018 года — в 56/61 год.

Женщины, родившиеся в первом полугодии 1963 года, и мужчины, родившиеся в первом полугодии 1958 года, смогут выйти на пенсию во втором полугодии 2019 года — в возрасте 56 лет 6 месяцев и 61 года 6 месяцев. Те женщины и мужчины, кто родился во втором полугодии 1963 и 1958 года, выйдут на пенсию во втором полугодии 2020 года — в 57/62 года.

Поэтапное повышение пенсионного возраста закончится, когда во второй половине 2022 года на пенсию выйдут мужчины, родившиеся во втором полугодии 1959 года, и женщины, родившиеся во второй половине 1964 года».

По мере повышения пенсионного возраста будет соответственно увеличиваться и предпенсионный возраст.

В указе №180 содержатся так называемые охранные нормы для работников предпенсионного возраста — контракты с мужчинами и женщинами этого возраста должны заключаться как минимум до общеустановленного пенсионного возраста 55/60 лет. Поскольку эти нормы уже скорректированы, возраст для гарантий по занятости также увеличится.

Замминистра отметил, что в Беларуси сохраняются действующие пенсионные льготы по раннему выходу на пенсию социально уязвимых граждан, за работу в неблагоприятных условиях труда, а также госслужащим и военнослужащим. При этом пенсионный возраст для льготных (досрочных) пенсий увеличится соразмерно повышению общеустановленного пенсионного возраста. Тем самым будет обеспечен одинаковый, равный подход ко всем категориям.

Любая пенсионная система неразрывно связана с демографической ситуацией, рынком труда и занятостью, экономикой страны. Сегодня стоит задача адаптировать пенсионную систему к демографическим изменениям. Нужно настроить систему таким образом, чтобы, с одной стороны, она предоставляла социально приемлемые пенсии, с другой — была посильной для экономики и не ограничивала экономический рост.

Валерий Ковальков отметил, что уже несколько лет идет пенсионная реформа. Адаптация пенсионной системы к новым реалиям проводится спокойно, постепенно, с закреплением принципов «Пенсия должна зарабатываться», «Чем больше стаж и заработок, тем выше пенсия», «Чем позже назначается пенсия, тем она выше».

Существенно увеличен минимальный стаж работы с уплатой взносов, необходимый для назначения пенсии, — с 5 до 15 лет 6 месяцев. К 2025 году он будет постепенно доведен до 20 лет (повышается ежегодно на полгода). При этом сохранен прежний 5-летний стаж для социально уязвимых категорий — многодетных матерей с пятью детьми, инвалидов с детства и их родителей и др.

На пять лет повышен пенсионный возраст для тех, кто не отработал минимального страхового стажа. С 2015 года введено правило об исчислении размера пенсии с обязательным учетом сведений о заработке по данным персонифицированного учета.

Чтобы работники могли больше повлиять на размер будущей пенсии, увеличена «премия» за отложенный выход на пенсию. Отказ от пенсии на 5 лет позволяет увеличить ее в среднем в 1,7-1,8 раза.

Сейчас на 100 работников приходится 61 пенсионер, отметил Валерий Ковальков. Если бы решение о повышении пенсионного возраста не было принято, то в 2020 году на 100 работников приходилось бы 66 пенсионеров, а в 2030 году — уже 78.

С учетом демографических прогнозов важно сохранить количество граждан в трудоспособном возрасте и стабилизировать (не увеличивать) число пенсионеров. Это позволит не допустить снижения уровня пенсий — без перекладывания ответственности на будущее поколение.

По материалам БелТА