В рамках акции «Семья без насилия», которая «прописалась» в нашем районе, еще в ноябре прошлого года мы приняли участие в совместном с сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних Витебского РОВД рейде. Обнародовать увиденное не спешили, решили не рубить сгоряча, не вешать ярлыков. Прошли месяцы. Там, где, думалось, все может быть благополучно, об уюте и душевном спокойствии у семейного очага, а главное о возвращении в родное гнездышко несовершеннолетних, говорить не приходится. Хотя из всякого правила есть исключения…

На снимке: старший инспектор ИДН Витебского РОВД Валерия Станиш в доме Валентины М.

Порог квартиры Валентины М. из д. Еремино переступаем не впервые. Женщина не единожды была героиней материалов в «районке», ее поведение и жизненная позиция в разное время склоняли в них по-разному характеризовать сельчанку. Несмотря на это, она открыта для откровенного разговора, который если и прерывает, то только для того, чтобы вытереть слезы, которые льет о времени, что потеряла в разлуке с сыном Вовкой: променяла мальчишку на рюмку. Сегодня она предпочитает про этот период своей жизни не вспоминать, уж больно высокую цену пришлось заплатить за пристрастие к спиртному. Ребенка изъяли из семьи. И такую процедуру малышу пришлось пережить не один раз. Когда пришло отрезвление, поняла, что самое дорогое — родная кровиночка. Не единожды пыталась восстановиться в родительских правах, своими поступками доказывала себе и обществу, что способна зваться матерью.

Пока вспоминали, насколько тернист и труден был путь к воссоединению с сыном, с улицы прибежал 8-летний Вова. Поздоровавшись с гостями, он охотно принялся рассказывать о своих увлечениях, игрушках. Розовощекий мальгучан взахлеб говорил о футболе, в который играет вместе с соседскими ребятишками. Чтобы восполнить силы после подвижных игр, мама приготовила ему драники. Как выяснилось, это одно из любимых блюд Вовки. К их числу он отнес также рисовую и манную каши, борщ.

— А вообще все, что готовит мамочка! — охарактеризовал свои гастрономические пристрастия маленький хозяин дома.

Он не скрывал, что рад быть окруженным заботой мамы, ее вниманием, которых в разлуке так недоставало.

В доме Валентины тепло, уютно, пахнет ужином, за столом, уплетая за обе щеки румяные драники, расплывается в улыбке ее сынуля. Женщина откровенничает: ни на что не променяет эту семейную идиллию. И слово свое держит ради Вовки, ведь поклялась ему, что никогда больше не бросит, не предаст его.

…Прошло четыре месяца. По знакомому адресу по-прежнему, несмотря на прогноз погоды, солнечно от детско-родительских взаимоотношений. Валентина, которая в ноябре была нетрудоустроена, принята техническим работником в Вороновскую среднюю школу.

А вот у ее соседей Екатерины и Андрея К. не все так безоблачно. Если раньше молодая чета строила планы о возвращении двоих несовершеннолетних в семью (женщина признана по медицинским показаниям не способной выполнять родительские обязанности), демонстрировала детскую комнату, то сейчас речь об этом идти не может. По словам начальника ИДН Юрия Жорова, в настоящий момент и вовсе стоит вопрос о лишении родительских прав.

А ведь тогда, в ноябре, мы и подумать не могли, что Екатерина и Андрей, так мастеровито клеившие обои в одной из комнат, представляют себе жизнь друг без друга, а главное — оставят мысль о возвращении детишек. Мама главы молодой семьи, у которой они, собственно, и проживали на тот момент, охотно помогала им, нахваливала невестку, говорила о ней, как о работящей. А личное подсобное хозяйство свекрови — корова, куры да сорок «соток». После того, как сын «разбежался» со своей благоверной, взаимная симпатия родственников исчезла. Екатерина уехала в город, где проживают ее родители, устроилась на «Сан Марко» сборщиком верха обуви. Андрей, как и раньше, трудится в «Витрайкомхозе», характеризуется с положительной стороны и по-прежнему желает вернуть ребятишек. Но детская колясочка и по сей день пустует.

В Тулово квартиру Елены К. знают многие, особенно те, кто не прочь провести время в хорошей компании. Здесь всегда рады гостям, не жалуют разве что правоохранителей, «которые жить учат». Женщина лишена родительских прав в отношении сына Никиты. Мальчик находится в Великолетчанском детском доме. Елена — обязанное лицо и возмещает расходы, затраченные государством на его содержание. В учреждении рассказали, что за то время, которое мальчишка находится у них, женщина ни разу не навестила его, не интересовалась его судьбой. Хотя и уверяла членов рейдовой группы, что бывает в детдоме.

В ноябре сельчанка была в ожидании второго ребенка. Малыш уже родился на свет. Возможно, его портрет появился на стене рядом с фотографией старшего брата. А вот как будет относиться мама к нему, покажет жизнь. Будем надеяться, куда лучше, чем к Никитке. Ведь про него она говорила с меньшим вдохновением, нежели вела разговор про домашних питомцев: крысу и кота, о том, как она за ними ухаживает. Елена тогда уверяла, что повстречала человека и они намерены зарегистрировать свой брак.

— Сила материнской любви жительницы Тулово не та, о которой складывают песни и говорят поэты. Птицы самоотреченно бросаются навстречу врагу, стараясь отвлечь его от гнезда с птенцами. Волчица готова насмерть сразиться с тем, кто покушается на ее волчат. Те же беспородные кошки-собаки, кормящиеся на помойках, демонстрируют образцы своей родительской любви и заботы. А что же чада человеческие? — рассуждает Юрий Жоров.

Начальник ИДН был откровенен: к домам таких граждан, как Елена, субъекты профилактики протоптали незарастающую тропу. Они держат под контролем не только состояние родителей, но и условия проживания несовершеннолетних. Объединив усилия, все заинтересованные службы работают на упреждение правонарушений и преступлений, оказывают психологическую помощь как родителям, так и детям, помогают семьям выходить из трудных жизненных ситуаций, направляя их в нужное русло. Именно благодаря постоянным визитам, в том числе и в рамках акции «Семья без насилия», многие папы и мамы начинают контролировать себя и ситуация в ячейках общества меняется.

ФАКТ
В рамках акции «Семья без насилия» за 2015 год осуществлено 46 выездов мобильных групп, посещено 362 семьи, воспитывающих 714 несовершеннолетних. За январь-февраль текущего в рамках 7 выездов посещено 60 семей, в которых воспитываются 130 малолетних.

Татьяна Диканова.
Фото автора.