Перед Богоявлением, которое празднуется 19 января, установлен день строгого поста — Навечерие Крещения Господня, или Крещенский сочельник.
В сочельник, после литургии, в храмах совершается великое освящение воды. Называется оно так по особенной торжественности этого обряда, во время которого вспоминается евангельское событие, ставшее не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самой воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется агиасмой, или просто крещенской.
С ХI-ХII веков водоосвящение происходит два раза — и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.
Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой свое жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах и обычно вместе с кусочком просфоры «дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражии наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога».
При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно в любое время. Особенным свойством ее является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей. Поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.
Нельзя забывать, что освященная вода — это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. При таком отношении святая вода не портится многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.
А. МАТВЕЕВ, священник Свято-Покровского кафедрального собора.