Циклон Aксель в конце прошлой недели принес в Беларусь сложные погодные условия: снег, на большей части территории сильный, метель. Не обошел стороной и самый северный регион страны. На Витебщине наблюдались усиления ветра порывами до 15-20 м/с и резкое похолодание до минус 27, а в отдельных районах свыше 30 градусов. Экзамен на готовность к таким капризам природы сдали дорожная и жилищно-коммунальная службы Витебского района. Мы выяснили, кто еще находился на «передовой» в эти дни.

На снимке: Николай Дедков дает указание машинисту автогрейдера Андрею Булатову по поводу качественной очистки дорожного полотна

Первыми с приходом снегопадов приняли на себя удар дорожники. Циклон с нордическим характером заявил о себе щедрыми осадками. Чуть более суток потребовалось дорожникам, чтобы справиться с ними. В напряженном ритме в две смены работали трудовые ресурсы и техника филиала ДРСУ №144. Вся сеть, закрепленная за филиалом, а это 932 км, очищена. Были задействованы пять пескоразбрасывателей на базе автомобилей МАЗ и три МТЗ-82, оборудованных передними отвалами для очистки снега, два автогрейдера ГС 14.02, столько же погрузчиков «Амкодор».

Исполняющий обязанности начальника — главный инженер филиала ДРСУ №144 Николай Дедков не скрывает, что техника старая, порой нагрузки не выдерживает. Но не считает подобный аргумент оправданием несоблюдения требований технического кодекса установившейся практики «Порядок организации и проведения работ по зимнему содержанию автомобильных дорог», поскольку они обязательны для выполнения владельцами автомобильных дорог, юридическими и физическими лицами, отвечающими за их зимнее содержание, а также юридическими лицами, осуществляющими технический надзор за работами по зимнему содержанию автодорог.

— Он определяет основные требования к организации и выполнению работ по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования, применению противогололедных материалов, содержанию искусственных сооружений и охране окружающей среды, — отметил Николай Михайлович. — Это комплекс мероприятий по обеспечению бесперебойного дорожного движения на автодорогах в зимний период, включающий в себя защиту их от снежных заносов, ликвидацию зимней скользкости и очистку от снега в определенные директивные сроки и в соответствии с требованиями СТБ 1291-2007, а также упомянутого технического кодекса.

Под директивными сроками понимается период времени, устанавливаемый дорожным организациям для ликвидации зимней скользкости после прекращения снегопада, метели или образования (обнаружения) гололеда до пределов, установленных в СТБ 1291-2007. Так, например, обработки проезжей части противогололедными материалами дорог пятого уровня требований должны осуществляться не более чем через 12 часов после обнаружения зимней скользкости, четвертого — не более чем через 9 часов, третьего — 6. Первым делом очищаются, обрабатываются магистрали третьего и четвертого уровней требований с автомобильным сообщением, потом — внутрихозяйственные.

Это не первый снегопад за нынешнюю зиму, но, уверяет Николай Дедков, что это была еще не чрезвычайная ситуация. За десять лет работы в дорожной организации он повидал и куда более суровые зимы с более мощными циклонами. Вспомнить хотя бы тот же Хавьер.

— Дежурная служба несет вахту в круглосуточном режиме, — пояснил и. о. начальника — главный инженер филиала, напомнив телефон, что в таком же формате работает в ДРСУ №144 для обращений граждан, — 717-14-46.

На минувшей неделе, после прошедшего циклона Аксель, на связь с дорожниками вышли единицы жителей района. Что отрадно, говорит Николай Дедков, в потоке обращений были и слова благодарности от населения.

— Такие звонки куда приятнее принимать, — констатирует Николай Михайлович, подчеркивая, что критические замечания в адрес дорожников не остаются без рассмотрения, оперативного реагирования. — Однако не всегда граждане с пониманием относятся к работе дорожной службы. Поступают в наш адрес и необоснованные жалобы. В то же время есть и те, кто, не дожидаясь помощи со стороны, самостоятельно ликвидирует последствия снегопадов. Помогают как дорожной, так и жилищно-коммунальной службе в расчистке дорог как физические, так и юридические лица. В куринской зоне ОАО «Витебская бройлерная птицефабрика», задействуя собственные ресурсы, очищает дороги, примыкающие к животноводческим объектам, которые где-то пересекаются и с магистралями, находящимися на обслуживании филиала ДРСУ №144.

Постоянно проводится обработка дорожного полотна противогололедными материалами. На начало сезона дорожной организацией было заготовлено порядка 5 тысяч тонн песчано-соляной смеси, из которых израсходовано на 1 января 3700. Для сравнения, по прошлым двум годам эта цифра составила 2000-2200 тонн.

— Нынешняя зима наступила очень рано, поэтому идем с опережающими темпами по перерасходу ПСС. Но запасы есть, они пополняются. В конце этой недели запланирована дополнительно поставка галита, — констатировал Николай Дедков.

Учитывая сложные погодные условия и оранжевый уровень опасности, в штатном режиме работало оборудование водо- и теплоснабжения УП ЖКХ «Витрайкомхоз». Директор предприятия Александр Пасовец рассказал, что в круглосуточном режиме задействована аварийная служба. Бригады заняты на устранении порывов теплотрасс, водопровода. Руководитель, анализируя поступившие звонки от населения в эти дни, говорит, что их количество почти равнозначно тому, что регистрируется в обычные дни. Обращения оперативно обрабатывались, и шло незамедлительное реагирование на них. Порывы водопровода были зафиксированы в Хайсах, Воронах, теплотрассы — в Задубровье. Выходила из строя автоматика на башнях.

По мере того, как Аксель набирал мощь, на усиленный вариант несения службы перешла Госавтоинспекция. Полярный циклон принес на Витебщину настоящую январскую погоду. Сначала атаковали снегопады, а, начиная с четверга, он испытывал ее морозами.

На снимке: Павел Шикшнян, старший госавтоинспектор ОГАИ Максим Бородин рекомендовали водителям отправляться в дальний путь лишь после того, как убедятся в исправности транспортного средства

Отдел ГАИ Витебского РОВД работал с учетом погодных условий и готов был оперативно прийти на выручку. Так, за пару суток инспекторы помогли более чем 10 участникам дорожного движения. Автомобили на магистралях отказывали по типичным для холодной погоды причинам. У них выходили из строя аккумуляторы и замерзали дизельные двигатели.

— Хотелось бы призвать граждан к ответственности. Не проходите мимо участников дорожного движения, которые оказались в беде. Водителям — напомнить о недопустимости разогрева дизельных двигателей открытым пламенем. В дальнюю дорогу нужно обязательно брать с собой теплые вещи и буксировочный трос. При низких температурах нужно использовать специальное зимнее дизельное топливо, проверять плотность и уровень охлаждающей жидкости, зарядку аккумуляторной батареи и исправность системы отопления, — акцентировал внимание начальник ОГАИ Витебского РОВД Алексей Кузьмин, подчеркнув, что каждый автомобиль ГАИ был доукомплектован двумя парами валенок и термосом с горячим чаем.

Председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям Витебского райисполкома Павел Шикшнян заключил, что все службы, включая дорожную, жилищно-коммунальную, Госавтоинспекцию, а также спасателей-пожарных Витебского РОЧС, сработали слаженно.

Татьяна Диканова
Фото автора