Торжественное мероприятие с вручением похвальных грамот взрослым ученикам завершило первый этап их обучения в Селютском психоневрологическом доме-интернате для престарелых и инвалидов. Проект международного общественного объединения «Голос сердца» по созданию образовательного пространства для людей (18+) с интеллектуальным недугом стартовал 1 сентября 2016 года и стал новым рубежом в жизни нескольких человек.

На снимке: Владимир Мотин вручает ученикам похвальные грамоты

Ученье — свет, а неученье — тьма: смысл пословицы очень актуален для людей с особенностями психофизического развития. Данный проект предполагает создание в интернатах психоневрологического профиля центров обучения и развития и тесно увязывает образовательные навыки с повседневной жизнью: человек должен уметь посчитать деньги и распределить свой бюджет; прочитать надпись на табличках в общественных местах; поставить подпись, предварительно ознакомившись с документом, и т. д. Исходя из этого, Национальным институтом развития образования разработаны учебно-методические программы и учебники. Их пять: «Азбука для взрослых», «Практическая математика», «Человек и мир», «Уютный дом и мое место в нем», «Эмоциональный мир человека». К слову, все пособия, школьно-письменные принадлежности, мебель в центр обучения и развития предоставлены «Голосом сердца». Конечно, при подготовке к занятиям инструктор по трудотерапии, кстати, педагог по образованию Татьяна Денисова использовала массу других источников: книги, периодику, интернет. Изученный материал максимально отрабатывали на практике. Так, в «Уютном доме» запоминали правила личной гигиены, учились ухаживать за одеждой и обувью, подбирать продукты для готовки. В «Эмоциональном мире» разбирали жизненные ситуации, когда человек радуется, тоскует, огорчается… При обучении исходили из индивидуальных возможностей каждого.

 — Не исключено, что кто-то из наших учеников обретет дееспособность, он должен выйти за пределы интерната подготовленным к самостоятельности, — рассуждает Татьяна Петровна. — В любом случае полученные знания им пригодятся в жизни, ведь неграмотный похож на слепого: постоянно натыкается и везде — на острые углы.

Вначале для обучения отобрали 10 человек, главное условие отбора — желание самих проживающих постигать науку. Некоторые из них уже окончили вспомогательную, а то и базовую школу, но в результате заболевания что-то подзабыли, утратили способность «вычитать и умножать». А вот пятеро были неграмотными в силу каких-то причин: кто-то в детском интернате не получил образовательных навыков, кто-то жил дома и с ним не занимались. К окончанию первого этапа обучения остались 7 учеников — самые прилежные и целеустремленные. Они успешно сдали экзамены по всем предметам, которые принимала комиссия во главе с председателем — врачом-психиатром Александром Ореховым.

На снимке: цветы в знак благодарности — учителю Татьяне Денисовой

Директор дома-интерната Владимир Мотин отметил, что создание в белорусских психоневрологических соцучреждениях центров обучения и развития — это пилотный проект МОО «Голос сердца». Руководитель объединения Светлана Блай ознакомилась с его внедрением непосредственно в Селютском  доме-интернате и была удивлена серьезностью подхода к реализации данной программы.

 — Наш коллектив — ячейка общества, и в этой семье мы должны получить всестороннее развитие, — обратился к ученикам, вручая похвальные грамоты, Владимир Степанович.

Он пожелал им успехов, призвал поддерживать друг друга, а  также поблагодарил Татьяну Денисову и Зинаиду Каркоза, которая вела предмет «человек и мир», за терпеливость и выдержку.

На снимке: учебные пособия для участников проекта

После каникул, 1 сентября, в центре обучения и развития дома-интерната начнется 2-й этап обучения. Проект рассчитан на два года, по его завершении будут проанализированы итоги. Найдет ли образовательная площадка продолжение — покажет время. Но уже ясно одно: полученные уроки пригодятся людям с особенностями психофизического развития в повседневной жизни, сделают их увереннее в себе.

Нина Столяренко
Фото автора