За рулем — Рулев, это не литературный каламбур, словосочетание на протяжении более полувека отражало действительность. 54 года отработал водителем Степан Федорович Рулев из аг. Замосточье. На этом поприще заслужил непререкаемый авторитет у руководства местного хозяйства. Поныне ветерана чествуют, характеризуя: «из когорты легендарных шоферов».
На снимке: Степан Федорович Рулев
С высоты прожитых лет Степан Федорович не жалеет о совершенном в юности поступке, когда вопреки воле матери забрал документы из Лужеснянского сель-скохозяйственного техникума и за компанию с друзьями поступил на курсы в автошколу. Это был первый набор будущих водителей. В 18 лет с правами Степан вернулся в родной колхоз «Вперед». Парню выделили автомобиль ЗИС-585 на время, пока работник, за которым он был закреплен, служил в армии. Транспортное средство отличалось хорошей проходимостью, но дороги в 50-е годы были никудышные. В районный центр Богушевск приходилось добираться кругами — и через Витебск, и через Мошканы. Не раз буксовал с грузом Степанов ЗИС, не обходилось без тракторной подмоги. Почти год отработал Рулев в колхозе, затем передал машину хозяину, а сам устроился на торфозавод «Чернецкий Мох», но долго там не задержался. Новенький ГАЗ-51 предложили молодому водителю в колхозе «Знамя Ленина» с центром в д. Скридлево. На хорошем счету был у руководства, однако по семейным обстоятельствам (в 1958 году Рулев женился), молодая чета перебралась на жительство в д. Замосточье — центральную усадьбу одноименного колхоза. Новому работнику председатель пообещал в перспективе новый автомобиль, а пока смог предложить стоящий на приколе ГАЗ-51. «У него были только двигатель и ручка заводная», — вспоминает Степан Федорович. Три месяца ремонтировал он транспортное средство. Зато сделал на совесть и отъездил на этом «газоне» с десяток лет. После получил новый ГАЗ-53. В весеннюю пору пересаживался на трактор — пахал и сеял также добросовестно, как водил машину.
С течением времени реорганизовывались, объединялись хозяйства, а Рулев бессменно был за рулем. Перевозил разные грузы: зерно, удобрения, стройматериалы. Несколько лет даже совмещал обязанности приемщика скота для комплектования комплекса КРС в колхозе-комбинате «Звезда».
«Степан Федорович — из когорты наших легендарных водителей. Таких в Замосточье было четверо: Рулев, Аркадий Васильевич Гришанов, Александр Васильевич Машеро и Василий Силивеевич Иванов, два последних, к сожалению, уже ушли из жизни, — рассказывает бывший управляющий отделением «Замосточье» СУП «Липовцы» Геннадий Сильченко. — На них держались все перевозки. К ним никогда не было претензий и замечаний. Степана Федоровича отличало еще обостренное чувство справедливости. Он всегда обоснованно доказывал свою правоту».
За многолетний добросовестный труд в 1973 году Рулев был удостоен медали «За трудовое отличие». А грамот, значков ударника у него не счесть.
Степан Федорович всегда был активным общественником. Избирался депутатом сельского Совета, представлял свой округ в областном Совете депутатов в составе комиссии по промышленности, транспорту и связи.
Уже выйдя на заслуженный отдых, он принял предложение поработать водителем на школьном автобусе. Тогда в школе их было два, на одном ездил старший Рулев, на втором — его сын Алексей Степанович. К слову, последний получил специальность инженера в Горецкой сельхозакадемии и вернулся в родное село. Немного поработал в хозяйстве, но вскоре пошел преподавать в школу трудовое обучение и тракторное дело, а затем по примеру отца сел за руль автобуса. Вдвоем Рулевы из запчастей от 11 видов техники собрали тракторок, постепенно подобрали прицепной инвентарь, и вот уже не один десяток лет он служит на приусадебном участке.
Степан Федорович очень гордится своими детьми. Кроме сына, у него есть дочь Татьяна, которая окончила худграф Витебского пединститута, живет в Минске. Радуют дедушку внук и внучка. Самого ветерана «из когорты легендарных водителей» односельчане уважают за крепкий мужской характер, честность и деловитость.
Нина Столяренко
Фото автора