В Вороновском сельсовете уже не осталось непосредственных участников Великой Отечественной. Лишь ее свидетели — дети войны да узники фашистских концлагерей могут поведать суровую правду о роковых-сороковых. Проживает в агрогородке Вороны и единственный в районе человек со статусом «житель блокадного Ленинграда» — Галина Тимофеевна Бельченкова.
На снимке: юбилейную медаль и цветы Галине Бельченковой вручает Жанна Черкунова
В преддверии Дня Независимости Республики Беларусь Галина Тимофеевна с волнением принимала гостей по случаю награждения юбилейной медалью «75 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков».
— Жизнь в блокадном городе приравнена к подвигу. 872 дня, проведенных в неимоверно тяжелых условиях, — под бомбежками, в голоде и холоде никогда не исчезнут из памяти тех, кто прошел эти круги ада. Проходят десятилетия, но не меркнет величие духа ленинградцев, — сказала заместитель председателя райисполкома Жанна Черкунова, вручая Бельченковой награду.
Она пожелала «блокаднице» доброго здравия в окружении близких людей. А они постоянно рядом. Два сына Дмитрий и Владимир, 5внучек и 4 правнука трепетно заботятся о маме и бабушке. Вот и в этот день из Верховья приехал младший Владимир с семьей, а внучка Наташа вообще взяла на себя обязанности соцработника.
Добрые пожелания Галине Тимофеевне адресовали председатель районной организации ветеранов Раиса Ходос и председатель райкома профсоюза работников образования и науки Светлана Ясевич (послевоенную жизнь Бельченкова посвятила педагогике).
При всей торжественности момента не обошлось без воспоминаний. Они сменялись как кадры черно-белой кинопленки, воскрешая эпизоды военного детства.
Кто знает, как сложилась бы у женщины судьба не переедь ее семья перед войной из Светлогорского района Гомельщины в г. Выборг, куда на стройку командировали отца. В 41-м глава многодетного семейства отправился на фронт, а Галину маму с детьми попросили освободить жилье. Пятилетней девочке запомнилось, как долго они шли в сторону Ленинграда — обессиленные, голодные — скудные припасы, которые смогли взять с собой, едва поддерживали силы. Город на Неве встретил переселенцев неприветливо — врезались в память понурые лица ленинградцев, грохот бомбежек. Старшая Галина сестра Надя ходила копать оборонительные окопы и однажды после налета вражеских самолетов домой не вернулась… Голодная смерть постигла сестер Олю, Катеринку и брата Ванюшку.
После прорыва блокады Галя с матерью, сестрой и братом оказалась в Краснодарском крае, а повзрослев, в мирное время снова вернулась в Ленинград, где устроилась на завод резиновых изделий «Красный треугольник». В этом городе встретила свою судьбу. Григорий Терентьевич перевез молодую жену к себе на родину в Молдавию. Здесь Галина окончила педагогический институт, работала в школе. Но прожив чуть более десятка лет в солнечной стране, она настояла на переезде на Витебщину, где жила ее тетя. Уже с двумя сыновьями Бельченковы обосновались в Тишково, а спустя год семье выделили квартиру в Воронах. Галина Тимофеевна осень-зиму работала воспитателем в пришкольном интернате, летом воспитывала мальчишек и девчонок в лагере труда и отдыха, производственной бригаде.
Понимая, что дети в недельной отлучке скучают по дому, она старалась частично заменить им маму — почитать книжку, собрать портфель, погладить по головке. Воспитатель знала, как подобрать ключик к детскому сердцу. Теперь Галина Тимофеевна прекрасно ладит с правнуками. Старший Данилка, второклассник, после школы забегает к бабушке, любит перебирать ее медали, которых больше десятка и более половины — в знак полного освобождения от блокады Ленинграда. Каждая из них рождает воспоминание — о времени и о судьбе…
Нина Столяренко