Утро в деревне Лесная Славгородского района Могилевской области 26 апреля 1986 года выдалось туманным. Молочная пелена рассеялась только после полудня. Выглянувшее солнце позволило рассмотреть то, что лужи, которые образовались накануне после дождя, стали желтыми. Тогда сельчане еще ничего не знали о катастрофе на Чернобыльской АЭС. Официальная информация поступила только в первых числах мая.

На снимке: Мария Трамбицкая.

Нынче в преддверии очередной годовщины аварии Мария Трамбицкая из д. Старое Село рассказала, как, спасая собственных детей, оторвалась от родной земли. О событиях тех далеких дней Мария Николаевна повествует, будто вспоминает сон. Только вот он был явью, которую не забыть.

Лесная располагалась примерно в трехстах километрах от эпицентра трагедии. Новость о ней в дома жителей деревни пришла утром 2 мая. Сообщение было сухим, без подробностей, просто констатация факта. Мария Николаевна вспоминает, как жутко у нее болела голова: «Она будто раскалывалась на две части. Не могла оторвать голову от подушки». Недомогание не пустило ее и на кладбище на Радуницу. Осталась дома вместе с  маленькой дочкой, которая, глядя в окно, рассказывала маме, как многолюдно в деревне: по традиции к сельчанам приезжали много родственников, чтобы сходить на погост.

Не добавило хороших новостей в доме Трамбицких письмо от сестры Марии Валентины, полученное накануне. Работник медслужбы «Гомсельмаша» в прямом смысле слова дала «руководство к действию»: в пищу — продукты, содержащие йод, на улицу — только с покрытой головой.

Чернобыльская беда разделила жизнь семьи Трамбицких на «до» и «после». И если прошлое было радужным, то будущее представлялось на тот момент туманно.

…Мария родилась и выросла на Быховщине. «Родители были колхозниками, людьми с мозолями на руках, — рассказывает Трамбицкая. — Чтобы на столе всегда были хлеб и масло, они трудились с утра до вечера, а после обиходили еще и домашнее хозяйство».

Мария с детства грезила о наставничестве. И когда пришло время определяться с выбором профессии, не изменила мечте. Его поддержала семья.

— Несмотря на то, что педагогиче-ский труд нелегкий, зато всегда будешь в тепле, — до сих пор помнит мамины аргументы в пользу выбора учебного заведения.

Девочка с малых лет видела, как непросто было маме-доярке и зимой, и летом выхаживать смену в резиновых сапогах, а вечерами отогреваться у печи.

После окончания Могилевского педучилища Мария была направлена в Славгородский район. О будущем месте работы она была наслышана. Деревня Лесная вошла в историю, как место сражения во время Северной войны, в результате которого корволант (летучий корпус) под командованием Петра I разбил шведский корпус генерала Адама Левенгаупта.

Спустя год отработки молодой специалист встретила там свою судьбу. В этом году Мария Николаевна и Борис Иванович Трамбицкие отметят 39 годовщину с того дня, когда с родительского благословения их объявили мужем и женой.  До того, как свить собственное гнездышко, молодая семья жила в однокомнатной квартире, предоставленной Марии хозяйством. Желание осесть на селе, которое в 12 километрах от Славгорода и в 50 км от Могилева, поддержали не только родные, но и руководство местного сельхозпредприятия.  Дом строили толокой. Новоселье в нем справили за год до чернобыльской аварии. К этому времени в семье Трамбицких подрастала трехлетняя дочурка Леночка. В 1988 году они радовались новому члену семьи: сынишке и братику.  С новостью о крупной техногенной катастрофе и ее последствиях пришло понимание того, что надо собираться в дорогу. Не остановили даже перспективы в карьере, которые сулили на малой родине.  «На чаше весов было здоровье детей», — объясняет переезд Мария Николаевна.

Трамбицкие серьезно подошли к выбору будущего места жительства. Исколесили разные города и веси. От многих заманчивых предложений пришлось отказаться после выхода газеты с опубликованной картой загрязненных радиацией земель. Тогда поехали на север. В Витебском районе были востребованы специалисты их профиля — педагоги и работники стройсферы. Выросшую на берегу тихого Днепра Марию испугал крутой нрав Западной Двины, несущей свои воды у Курино. Поэтому мысль о закреплении в этом населенном пункте  оставила в пользу Старого Села.

Родные места Трамбицкие покидали с тяжелым сердцем, но светлыми надеждами. Тогдашний директор совхоза им. Краева Василий Байков помог с переездом. Переселенцам дали 2-комнатную квартиру. Больше года прожили в ней, прежде чем перебрались в собственный дом. За это время наладился быт. Мария Николаевна пришла в коллектив детского сада.

Живописную местность, чистый воздух, пропитанный ароматом хвойных боров, тогда выбрала для жительства не одна семья переселенцев. Приезжих охотно брали в местное тепличное хозяйство, где всегда были востребованы рабочие руки.

Ежегодно Трамбицкие бывают на малой родине, откуда выехали три десятка лет назад вместе с другими семьями. Куда чаще Мария Николаевна «наведывается» в Лесную одна: во сне возвращается в свой дом, где жизнь будто замерла во времени. И во сне, и наяву испытывает противоречивые эмоции: светлой грусти вследствие разлуки со своими родными и друзьями и тихой радости за здоровых наследников, которые уже осчастливили родителей внуками.

Татьяна КУЗНЕЦОВА

Фото автора