Без электричества современный человек не обойдется никак, но в то же время, оно всегда небезопасно, особенно для маленьких детей. Взрослые люди уже владеют элементарными правилами безопасности благодаря своему жизненному опыту, а маленькие и активные дети познают все их окружающее своими органами чувств и только начинают накапливать столь необходимые знания.
Ребенок внимательно разглядывает все, что его окружает, может взять любой предмет руками, облизать языком, попробовать на вкус. Так ребенок приобретает свой жизненный опыт. Но человеческие органы чувств не могут сами опознать электрическое напряжение, а ребенок не осознает всю опасность, которая исходит от электричества. Родители должны позаботиться о безопасных условиях жизни своих детей, обучить осторожному обращению с электрическими приборами.
Для соблюдения этих требований нужен дифференцированный и индивидуальный подход, который учитывает возраст детей. Ребенок в возрасте от трех до пяти лет находится под присмотром родителей дома, а в детском дошкольном учреждении за ним смотрят воспитатели и педагоги. Для безопасности детей нужно держать исправную электропроводку дома, заблокировать доступ к электрическим розетками, различным проводам и включенным приборам.
Для этого необходимо установить резиновые диэлектрические заглушки, которые можно купить в магазине. После установки заглушек в контактные гнезда, ребенок уже не вставит шариковые ручки, маленькие ножницы или другие предметы из металла, проводящие электроток.
Дома электрические розетки и выключатели необходимо прочно фиксировать. Детей нужно лишить доступа к включенным бытовым приборам и проводам, ведущим к ним. Ребенок может потянуть к себе шнур электроприбора, начать пробовать его на вкус.
Не безопасны детям и включенные обогреватели, настольные лампы, фены электрические чайники и прочие приборы.
Однако ограничение доступа к электроприборам — не единственный способ оградить детей. Самое главное — это обучить детей азам электрической безопасности. Даже в этом маленьком возрасте они способны отлично уяснить все то, что им рассказали родители.
Лучше всего такое обучение проводить в форме игры, показывая детские образовательные мультипликационные фильмы, при этом обсуждать с ребенком просмотренные сюжеты. Также положительно оказывают влияние на детей групповые занятия по технике безопасности, которые проводят сотрудники дошкольных образовательных учреждений. Участие детей в подобных мероприятиях дает им возможность делиться полученными впечатлениями со своими сверстниками, тем самым формируя понимание безопасного поведения в разных случаях.
Детям постарше пяти лет дают больше свободы, ослабляют контроль над их действиями, отпускают самостоятельно гулять на улицу для совместных игр с их сверстниками: кататься на роликах, коньках, велосипедах. Необходимо к тому времени закончить формирование у детей правильного представления опасных моментов, которое таит в себе электроэнергия.
Дети должны точно знать, что электричество представляет большую угрозу. Ни в коем случае не нужно залезать по опорам линий электропередач, резвиться там, кидать на электропровода вещи.
Детвора очень любит запускать воздушных змей на улице, но взрослым нужно выбирать открытые площадки для таких игр как можно дальше от линий электропередач. От ветра змей может запутаться в проводах, покотором идет ток, а это может привести к электрическому удару.
Практически во всех городских дворах можно найти и трансформаторные подстанции, и распределительные шкафы. Наверное, все дети любят играть в прятки, однако прятаться за заслон электрооборудования ни в коем случае нельзя. Дети это должны понимать.
К тому времени, когда родители разрешают детям одним гулять во дворе, у детей должны быть выработаны следующие привычки:
- если провода сорваны либо просто лежат, к ним нельзя подходить близко;
- нельзя подходить к заслону электрооборудования, будь оно открыто или закрыто;
- не начинать игры близко от опор ВЛ (воздушных линий электропередач);
- тут же рассказывать родителям или взрослым об увиденных нарушениях.
Дети растут, и первоклассники становятся более свободными. Но эта свобода ждет от ребенка более глубоких познаний и навыков безопасной эксплуатации электроприборов дома, и безопасности поведения на улице.
Когда ребенок один в квартире, он должен знать, что ему нельзя:
- без взрослых включать электроприборы;
- убирать и открывать крышки защиты бытовых приборов, самостоятельно менять предохранители и электрические лампочки;
- мокрыми руками трогать включенные в сеть электроприборы.
Почувствовав запашок горящей изоляции нужно произвести обесточивание электроприбора, но дергать электрический шнур из розетки недопустимо.
На уличных прогулках, чтобы получить одобрение ровесников, школьники способны совершать «подвиги». Дети пытаются вдребезги разбить изоляторы на ВЛ, лезут по опорам ЛЭП, хотят узнать, что скрывают закрытые шкафчики, в которых находиться электротехническое оборудование. При этом они забывают все то, чему их учили на уроках безопасности.
Также много опасностей таит в себе водоем, который расположен близко от ЛЭП. Рыбалка под электрическими проводами всегда находится под запретом. Удочка длиною пять метров с леской при забрасывании удлиняет дистанцию от рыболова до крючка удочки на десять метров, этого достаточно, чтобы леска при набросе запуталась в проводах. Электрический ток через влажную леску попадает на тело человека и быстро уходит в землю. Это часто приводит к летальному исходу.
Родители обо всех подобных ситуациях должны постоянно рассказывать своим детям. Как говорится, повторение — мать учения.
На занятиях физики и химии или уроках труда присутствует риск получить травму от электрического тока. Чтобы этого не случилось, школьник должен добросовестно исполнять указания и рекомендации учителя, не экспериментировать, не хулиганить.
Основными принципами охраны малышей от удара электрическим током являются:
- поддержка в рабочем состоянии электрического оборудования;
- периодическая проверка и ремонт неисправно работающих электрических приборов.
- непрерывное обучение детей технике безопасности поведения, включающая в себя обращение с электроприборами;
- периодическая проверка и ремонт неисправно работающих электрических приборов.