Миграционные процессы при их грамотном управлении могут и должны стать важным компонентом социально-экономического и демографического развития Беларуси.
Сегодня, по мнению специалистов, стабилизировать рынок труда, повысить сбалансированность спроса и предложения на рабочую силу, минимизировать кадровые диспропорции возможно только в комплексе решая вопросы экономического, организационного и демографического характера, в том числе путем рационального привлечения иностранной рабочей силы.
При этом Республика Беларусь сохраняет привлекательность для мигрантов, в том числе прибывающих для осуществления трудовой деятельности, а также желающих получить высшее образование в Беларуси.
МВД в рамках своей компетенции выполняет административные процедуры по выдаче нанимателям Республики Беларусь разрешительных документов для привлечения иностранной рабочей силы, а также осуществляет контроль за прибывшими в Беларусь иностранными работниками.
Решения о привлечении иностранной рабочей силы принимаются только с учетом ситуации на рынке труда. В соответствии с требованиями Закона о внешней трудовой миграции осуществление трудящимися-иммигрантами трудовой деятельности в Республике Беларусь допускается лишь в том случае, если занятие свободных рабочих мест (вакансий) не может быть обеспечено гражданами и иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь.
Таким образом, допуск на национальный рынок труда трудящихся-иммигрантов осуществляется только после заключения о возможности привлечения иностранных специалистов комитетами по труду и занятости, координирующими ситуацию на рынке труда Республики Беларусь и обеспечивающими реагирование на изменения ситуации в части наличия вакансий на рынке труда.
Наибольшее количество трудовых мигрантов въехало для работы в г. Минск и Минскую область. Такая же категория иностранцев приезжает и в Витебскую область.
Складывающая миграционная ситуация должна максимально использоваться в своих интересах регионами страны, где необходимы трудовые ресурсы.
Уже сегодня для этого есть все правовые механизмы. Законом Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» любому иностранному работнику и специалисту, предоставлено право получить разрешение на постоянное проживание.
Для этого необходимо ходатайство нанимателя перед районным исполнительным комитетом, который, в свою очередь, высказывается в поддержку такого ходатайства, проанализировав потребности рынка труда.
Иностранцам, а также членам их семей предоставляется право на однократную денежную выплату в размере двух бюджетов прожиточного минимума на покрытие расходов на переезд в Республику Беларусь и первоначальное обустройство.
Важно понимать, что эффективность данного механизма регулирования внешней миграции зависит в первую очередь от активности и заинтересованности регионов в получении на свои предприятия специалиста необходимой квалификации и готовности ходатайствовать о его постоянном проживании.
Положительная реакция на обращение трудоспособного иностранца и готовность его принять повлечет приезд в нашу страну и других иностранцев, желающих работать в республике. Сформирует доверие иностранца к местным органам власти, ощущение своей нужности. У большинства таких мигрантов появиться чувство благодарности к стране, предоставившей возможность спокойно жить и трудиться. А имеющиеся законодательные фильтры позволят отсечь нежелательных для страны иностранцев еще на этапе регистрации и подачи документов.
Кроме этого одним из механизмов рационального привлечения иностранной рабочей силы может явиться корректировка Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции», которая предусмотрена планом подготовки законопроектов на 2021 год, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 04.01.2021 года № 4.
Так, в целях сокращения дисбаланса спроса и предложения рабочей силы по определенным профессионально-квалификационным группам, а также для смягчения негативного влияния демографического фактора на национальный рынок труда, видится целесообразным законодательно упростить доступ на рынок труда иностранцев, являющихся квалифицированными работниками, привлекаемыми по профессиям (специальностям), включенным в перечень дефицитных профессий и невостребованных гражданами Республики Беларусь вакансий в части освобождения их от получения разрешительных документов.
Таким образом, корректировка Закона о внешней трудовой миграции позволит усовершенствовать систему регулирования процессов внешней трудовой миграции.
Наряду с законодательным упрощением порядка въезда и пребывания в стране иностранцев, осуществления ими трудовой деятельности в Республике Беларусь, в целях обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, регулирования миграционных потоков, обеспечения прав и свобод граждан Республики Беларусь и иностранцев, а также противодействия незаконной миграции органами внутренних дел во взаимодействии с органами государственной безопасности, органами пограничной службы, таможенными органами, Министерством иностранных дел, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Беларусь осуществляется миграционный контроль.
При этом правоохранительные органы обладают широким спектром правовых инструментов, направленных на обеспечение стабильной криминогенной обстановки в стране, связанной с пребыванием иностранцев.
Как результат, необходимо констатировать, что количество правонарушений, ежегодно совершаемых мигрантами на территории Республики Беларусь, является самым низким по сравнению с другими государствами постсоветского пространства, и не оказывает влияния на криминогенную ситуацию в нашем государстве.
Первый заместитель начальника Департамента по гражданству и миграции — начальник управления по миграции и работе с иностранными гражданами и лицами без гражданства МВД Республики Беларусь,
полковник милиции Наумчик В. Н.