Задачей таможенных органов является не только защита национальной безопасности государства, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды, обеспечение исполнения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, но и создание условий для ускорения и упрощения перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза.

Сегодня таможенные органы ориентированы на оказание содействия бизнесу, применение новых информационных систем автоматизации таможенных процессов, осуществление выбора объектов таможенного контроля на основании системы анализа и управления рисками, что позволяет  существенно сократить время выпуска товаров. Под выпуском товаров в таможенном законодательстве понимается действия таможенного органа, после совершения которого заинтересованные лица вправе использовать товары в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

Сокращение времени прохождения таможенных процедур является задачей первостепенной важности. К примеру, в первом полугодии 2021 года в регионе деятельности Витебской таможни 77,7% партий товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, было выпущено в срок до 1 часа, 94,8% вывозимых партий товаров   –  до 5 минут.

Однако сокращение времени выпуска товаров не означает, что таможенные органы выпускают товар, не осуществляя таможенный контроль. Таможенное законодательство позволяет таможенным органам проводить таможенных контроль в течение 3 лет с момента выпуска товаров таможенными органами или с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Кроме того законодательством Республики Беларусь предусмотрен ряд случаев, в которых таможенный контроль может проводиться до истечения пяти лет с момента наступления вышеуказанных обстоятельств, это:

проведение проверки по поручениям Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля и его заместителей, Генерального прокурора и его заместителей;

проведение проверки по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам;

проведение внеплановой проверки, для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту (справке) выездной таможенной проверки либо в жалобе на решение таможенного органа.

Полный перечень форм таможенного контроля, проводимых таможенными органами, определен в статье 322 Таможенного кодекса ЕАЭС, который с 01.01.2018 является основным документом, определяющим единое таможенное регулирование на всем пространстве Евразийского экономического союза.

После выпуска товаров осуществляются практически все формы таможенного контроля, определенные Таможенным кодексом ЕАЭС, однако наиболее часто используются проверка таможенных и иных документов и сведений, таможенный осмотр помещений и территорий, таможенная проверка.

Проверка таможенных, иных документов и сведений проводится в целях проверки достоверности сведений, правильности заполнения и оформления документов, соблюдения условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой, соблюдения ограничений по пользованию и распоряжению товарами в связи с применением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, соблюдения порядка и условий использования товаров.

При проведении проверки таможенных, иных документов и сведений таможенные органы вправе запрашивать, а в определенных случаях — требовать от декларанта, перевозчика, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и иных лиц представления документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, а также устанавливать срок их представления.

Таможенный осмотр помещений и территорий проводится в целях проверки наличия или отсутствия в осматриваемых помещениях или на территориях товаров или документов, а также в целях проверки и  получения сведений о таких товарах или документах и проверки наличия на товарах, транспортных средствах и их грузовых помещениях таможенных пломб, печатей и других средств идентификации.

Таможенная проверка — форма таможенного контроля, проводимая таможенным органом после выпуска товаров с применением иных форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, предусмотренных Таможенным кодексом ЕАЭС, в целях проверки соблюдения лицами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании.

Таможенная проверка может быть камеральной или выездной.

Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных и иных документах, представленных проверяемым лицом или иными организациями и государственными органами.

Выездные таможенные проверки проводится таможенным органом с выездом в место нахождения юридического лица или место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя.

Таким образом, возможность применения системы управления рисками и проведения таможенного контроля после выпуска товаров позволяет таможенным органам обеспечивать соблюдение таможенного законодательства в условиях сокращения времени прохождения таможенных процедур.

 

По материалам Витебской таможни