Если российский рубль снова резко просядет, как это уже бывало в 2014 или 2022 году, автолюбителей снова ждет непростой выбор: купить сейчас, ждать стабилизации курса или вообще отказаться от сделки. Девальвация национальной валюты почти всегда моментально сказывается на автомобильном рынке, и особенно — на сегменте подержанных машин. Почему так происходит, как поведут себя цены и чего ожидать простым покупателям — разбираемся на фоне прошлых и возможных будущих сценариев.
Прежде всего важно понимать: рынок подержанных автомобилей в России напрямую зависит от состояния сегмента новых машин. А там в последние годы ситуация оставляет желать лучшего — санкции, проблемы с логистикой, резкое сокращение поставок иномарок и ограниченное производство внутри страны. Когда рубль дешевеет, новые авто становятся почти недосягаемыми по цене — и спрос мгновенно перетекает на «вторичку». Поэтому, если курс снова рухнет, купить авто в России по адекватной цене станет ещё сложнее: за подержанными машинами выстроится очередь.
Что произойдет с ценами на вторичке
Любая девальвация делает импорт дороже. Даже если речь идёт о машинах, которые уже давно находятся на территории России, продавцы ориентируются на «внешний» рублевый эквивалент: сколько бы стоила эта машина, если бы её пришлось привезти сейчас. Резкое падение курса — это рост цен на всё, что связано с долларами: запчасти, сервис, страховку, а значит — и сами машины. Особенно сильно это заметно в первые недели после скачка курса: рынок «встает», продавцы снимают объявления, чтобы «посмотреть, что будет», и выставляют их обратно уже с новыми ценниками.
Становится заметной и другая тенденция: уходит в тень или замораживается поток «свежих» машин из-за границы, в том числе по параллельному импорту. Это ещё больше ограничивает предложение, а значит — подталкивает цены вверх даже на сильно б/у автомобили с сомнительным состоянием.
Как поведут себя продавцы и покупатели
После девальвации начинается ажиотаж: многие боятся, что дальше будет только хуже, и стремятся закрыть сделку как можно быстрее. Люди буквально выкупают всё, что можно, особенно если авто не нуждается в срочном ремонте и имеет понятную историю. Продавцы это видят и начинают поднимать цены. Некоторые, наоборот, решают «подержать» машину, рассчитывая заработать ещё больше. В результате на рынке возникает дефицит — и не только хороших машин, но и вообще каких-либо вариантов в разумных пределах.
Покупатели, особенно те, кто копил в рублях, теряют часть своих возможностей. Машины за границей дорожают, кредитные ставки растут (ЦБ, как правило, реагирует на падение рубля ужесточением политики), а на российском рынке даже «пятилетки» по цене начинают догонять новые китайские автомобили.
Что будет с «китайцами» и остальными
Пока новые иномарки из Европы, США и Японии фактически исчезли с витрин, на рынке правят бал китайские бренды. Однако и они — не спасение. Их стоимость тоже зависит от курса рубля: даже если логистика проще, они всё равно привозятся из-за рубежа и рассчитываются в юанях, часто привязанных к доллару. Так что и китайские машины, и запчасти к ним после девальвации подорожают. Это, в свою очередь, поднимет цены и на подержанные китайские авто, даже если они недавно появились на рынке.
Кто выиграет, а кто проиграет
Выгоду получат те, кто уже владеет машиной — особенно ликвидной, с понятной историей и пробегом. В случае обвала курса она не только не потеряет в цене, но и может резко подорожать. Проиграют, как всегда, те, кто только собирался купить — особенно если это была покупка «на последние», без резерва на обслуживание, страховку и прочие сопутствующие траты. Также в сложной ситуации окажутся перекупы с большими запасами «сомнительного» автохлама: рынок после ажиотажа быстро начнёт фильтровать, и не всё будет продаваться одинаково хорошо.
Читайте также: Сегодня власти Витебской области подняли цены на проезд в общественном транспорте