Любая техника, будь то гарантийная, отечественная, импортная, всегда требует к себе пристального внимания, ведь сервисные услуги или ремонтные работы оцениваются в миллионы рублей. Нужна какая-то мелочь — раскошеливайся. Вспоминается ситуация, когда в КУСХП «Пестуница» (она характерна для других сельхозпредприятий) на одной из сеялок потребовалось заменить весь комплект подшипников. Все они были импортного производства. Плюс загорточи, диски… Когда узнали, во что обойдется ремонт, то ахнули — почти четверть стоимости посевного агрегата.
Ремонт техники — удовольствие затратное, за свой счет сельхозпредприятие осуществить его не в состоянии, — продолжил эту тему ведущий специалист районной инспекции Гостехнадзора Николай Короткевич. — Приведу для сравнения и такой пример. Чтобы произвести только текущий ремонт широкозахватной шестиметровой сеялки, необходимо более 100 млн. рублей. Дорогие запчасти для комбинированных почвообрабатывающих и посевных агрегатов, импортные комплектующие.
Государство сколько может выделяет средства на удешевление восстановительных работ, обслуживание тракторов и комбайнов, различных узлов и механизмов. В этом году район получил из областного бюджета 672 миллиона рублей. Сумма незначительная. Часть ее приходится направлять на погашение задолженностей сельхозпредприятий за 2011 год Витебскому мотороремонтному заводу, Тираспольской ПМК, Западно-Двинскому МРО.
—Николай Геннадьевич, какая сумма останется на местах подсчитать не сложно. В частности, в КУСХП «Вымно» выделенные бюджетные рубли покрывают не более 8 процентов необходимого объема ремонтных работ. Как быть?
—Ситуация общеизвестная. Можно надеться на очередную бюджетную поддержку, но реальнее всего — получение кредита, изыскание собственных средств. Это относится и к КУСХП «Пестуница», «Вороны», ОАО «Агротруд», экс/базе им. Шмырева.
Легче сельхозпредприятиям-филиалам акционерных обществ. Например, в «Полудетках» спокойны за подготовку техники к посевной. Хозяйство имеет устойчивое финансовое положение, располагает средствами на запчасти, ремонтные работы. Закономерно, что здесь полевые работы проводятся в оптимальные сроки и на высоком технологическом уровне.
Не должны испытывать дефицита средств на ремонт техники бройлерная птицефабрика, СХП «Мазоловогаз», в филиалах «Зеленая Нива», «Лучеса».
И в то же время, не имея спонсоров-предприятий, своими силами справляются с ремонтом ОАО «Липовцы», «Рудаково», «Возрождение», экс/база «Тулово». Кстати, особых претензий к подготовке техники не возникает и к КУСХП «Задубровье», что редко случалось.
—Как обновляется машинно-тракторный парк района?
—Для ведения полевых работ техники прибавляется. За последние годы, в основном по лизингу, поступили 64 энергонасыщенные тракторы «Беларус-3022». В прошлом году их приобретено 7, плюс 6 — «Беларус-1221», 2 — «Беларус-82». С мотороремонтного завода поступило 7 посевных агрегатов АПП-6Д, 6 — АД-600 «Рубин». Закуплено более 70 единиц прицепных агрегатов (культиваторы, плуги, косилки и другие). На 27 стало больше комбайнов КЗС-1218. Ожидается поступление техники и в нынешнем году. Важно относиться к ней бережно, использовать производительно, одновременно и старую поддерживать в нормальном рабочем состоянии.
—Не исключена капризная весна, когда поджимают сроки, а на поле из-за переувлажнения не заехать, техника буксует.
—Здесь должна идти речь об обеспечении энергонасыщенных тракторов спаренными колесами. К сожалению, пока в этом плане проблемы не разрешены. Неукомплектованность шинами особенно ощутима в КУСХП «Вымно», где 5 «Белорусов-3022», а также в «Воронах». Да и ОАО «Возрождение», «Липовцы» следует «достать» тракторам дополнительную резиновую «обувь».
—Зима — время подготовки кадров механизаторов. Где можно приобрести квалификацию сельской молодежи?
—В Центре подготовки и повышения квалификации облсельхозпрода. Сейчас набрана группа в составе 30 человек, которые получают теоретические знания. Особое внимание уделяется энергонасыщенным тракторам, самоходным сельхозмашинам, зерно- и кормоуборочным комбайнам.
Цель учебы — подготовить молодые кадры. По направлению сельхозпредприятий они занимаются на бесплатной основе, но вероятность закрепления на селе, к сожалению, невелика. Получив удостоверение машиниста-тракториста, многие покидают родные места. Здесь есть над чем задуматься.
—Перед АПК серьезная задача — поставить на линейку готовности технику, которая будет задействована на нынешних полевых работах, до 1 марта. Насколько реально это требование?
—Вполне. В прошлом году сельхозпредприятия с этой задачей справились успешно, и в этом обеспечат готовность техники вовремя. Сложно с финансами, и проблему должна решать гибкая предприимчивость руководителей.
Во всех сельхозпредприятиях созданы звенья, определены объемы и виды работ. Важно соблюсти графики, использовать стимулы поощрения лучших ремонтников.
Готовность техники к посевной определит районная комиссия. В каком она состоянии после ремонта, покажет и «Техосмотр-2012». Инженерные службы обязаны подготовиться к нему всесторонне и со всей ответственностью.

Н. БЕРЕЗКИН.