Имя русского художника-пейзажиста Юлия Клевера (1850-1924) было очень популярно среди любителей живописи до революции. Его работы часто экспонировались на выставках многих городов, их приобретали любители искусства.
Юлий Клевер родился в Дерпте в семье магистра химии и преподавателя ветеринарного института. После окончания гимназии он поехал в Петербург, где, по настоянию родителей, поступил в Академию художеств. Однако архитектура не увлекала молодого человека, и через год по его просьбе совет Академии художеств принял решение перевести его в пейзажный класс. Несмотря на отличную учебу (ученические работы были удостоены малой и большой серебряной медали), академию он не закончил и стал заниматься творчеством.
В 1874 году в Обществе поощрения художеств успешно прошла первая персональная выставка Ю. Клевера. Спустя год он получил премию Общества за произведение «Запущенный парк», а в 1876-м — за картину «Первый снег на вспаханном поле». В этом же году Ю. На второй персональной выставке художником были представлены десять картин и тридцать этюдов. Этапным событием в биографии художника было приобретение Александром III его полотна «Березовый лес». И тут случилось то, что бывает очень редко: живописцу присвоили звание классного художника первой степени, хотя академического курса он не закончил. А уже в 1878 году за картину «Старый парк» Юлию Клеверу присвоили звание академика.
Для нас, жителей Витебщины, Ю. Клевер интересен прежде всего тем, что одна из страниц его жизни связана с нашим краем.
Весной 1899 года живописец поселился в Витебском уезде, в имении Амбросовичи помещика А. Перрота. В наш край художник приехал в творческую командировку, поставив перед собой цель показать природу одного из уголков Беларуси, ранее считавшейся в художественной среде «неживописной». Трудно сказать, почему именно на Витебщину пал выбор художника. Не исключено, что большую роль сыграло то, что в эти же годы в Здравнево жил И. Репин. В имении Ю. Клевер провел почти восемь месяцев. За это время он создал более 60 картин и этюдов. Основным объектом внимания художника стали, прежде всего, окрестности самого имения. Он написал также пять этюдов в деревнях Полтево и Городня, один этюд в Полоцком уезде, три — в красивом древнем парке имения Селюты. Одна из работ художника изображала только что начавшееся строительство под Витебском льнопрядильной фабрики «Двина» (ныне ОАО «Витебские ковры»). На картинах Ю. Клевера витебского периода нашла отображение и работа простых крестьян: «Уборка картофеля», «Пахарь», «Картофель в цветении», «Уборка овса».
Много, естественно, писал художник белорусскую природу. В нашем крае Ю. Клевером были написаны «Заказ луны», «Вечер на озере», «Осенняя ночь», «Восход солнца», «Вид на озеро ранней весной», «Сирень» и др.
Среди витебских друзей Ю. Клевера был известный адвокат и общественный деятель Г. Теодорович (1864-1917). У Генриха Адольфовича были одна из лучших и крупнейших в городе частных библиотек и коллекций произведений искусства. Работы Ю. Клевера занимали в ней почетное место. Племянник Теодоровича рассказывал мне о том, как попадали многочисленные рисунки академика живописи в коллекцию его дяди. По рассказам его близкого знакомого Я. Минченкова, Клевер, несмотря на то, что был немцем, являлся человеком расточительным и легкомысленным, по-русски щедрым.
Эту особенность характера живописца Генрих Адольфович, конечно, знал. И в те дни, когда у витебского гостя не было денег, он приглашал его в ресторацию. Теодорович шел на эти несвойственные ему кутежи только с одной целью: пополнить свою коллекцию. Все хождения по питейным заведениям Витебска проходили по одному и тому же сценарию. Стоило Клеверу немного захмелеть, как он, увидев за соседним столом красивое женское лицо, тут же принимался делать наброски на салфетках. Но потом Генрих Адольфович уже специально для этих целей брал с собой рисовальную бумагу. Объектом внимания подвыпившего художника становились не только посетители ресторанов, но и официанты, дворники, извозчики и просто гулявшие по улицам парочки. Таких рисунков Ю. Клевера у Г. Теодоровича были десятки. Он даже собирался организовать их выставку. Впрочем, гордостью собрания адвоката были, конечно, живописные полотна Ю. Клевера. Достоверно судьба художественной коллекции Г. Теодоровича мне неизвестна. Скорее всего она досталась его детям, жившим после революции в Москве.
В ноябре 1899 года, закончив творческую командировку, Ю. Клевер собрался уезжать в Петербург. Однако его попросили принять участие в художественной выставке, организуемой в Витебске благотворительным обществом попечения о детях. На ней было представлено более 170 картин 40 художников. Свыше 20 работ экспонировал тогда недавно приехавший в город Ю. Пэн. На выставке экспонировались также работы Репина, Саврасова, Крачковского, Соколова, Мещерского, Боголюбова. Но основное место на ней заняли полотна Ю. Клевера.
Многие работы Ю. Клевера, как и всех популярных художников, до революции воспроизводились на почтовых карточках. В годы советской власти отношение к этому живописцу было прохладным, открытки с репродукциями его работ не издавались. На мой вопрос: «Почему?», один из старейших художников Витебска Михаил Трофимович Кузнецов (1910-1991) ответил так: «У этого живописца было много очень хороших работ, но не оказалось ни одной, которую можно было бы назвать шедевром». Кажется, лучше не скажешь… В последние десятилетия Ю. Клевер стал для коллекционеров открыток более доступен. Его работы воспроизводятся на этих миниатюрах, позволяя тем самым жителям многих стран познакомиться с творчеством этого художника. В Витебске, к сожалению, работ Ю. Клевера нет.
Аркадий Подлипский, краевед.
Картина «Амбросовичи» 1899 года работы Ю.Ю.Клевера указана хранящейся в фондах Витебского краеведческого музея.