Сегодня в клубных учреждениях культуры района работают три семейные пары, среди которых сущевский дуэт Шидловских. Вместе ходили в школу в Оршанском районе. В их юных сердцах почти что одновременно зародилась любовь не только друг к другу, но и к музыкальному творчеству. Оттого Лариса всем знатным ухажерам предпочла гармониста Михаила… Вскоре эта история и вовсе станет устным народным творчеством…
Лариса и Михаил Шидловские
Впервые с гармошкой Михаила познакомил дядька Николай. Тогда 6-летний деревенский мальчишка не мог оторваться от инструмента: то и дело заглядывал в зеркало, в котором только и видны были меха инструмента да его чуб. Не пройдет и пары лет, как он возьмет в руки свою гармонь.
—Отец привез из Орши «хромку» и спрятал на кровати за подушками, — вспоминает Михаил Васильевич. — Раз-другой повел я носом и спустя считанные минуты детской радости не было предела. Тогда, казалось, счастливей меня в мире не было. Ведь теперь можно часами осваивать басы и голоса. Так и вышло. Правда, соединить их оказалось куда сложнее.
Видя старательность и скрупулезность, с которой занимается мальчишка, на помощь пришел сосед Михаил, который только что вернулся с морфлота и отлично владел инструментом. За советами спешил Шидловский и к учителю истории Сигизмунду Ивановичу. Взяв несколько уроков, обыкновенный мальчуган стал первым парнем на деревне, на которого засматривались местные девчата. Такой пример оказался заразительным. Уже вскоре можно было открывать школьный оркестр. Однако учителя не столько заманивали ребят в творчество, сколько хотели хотя бы на время учебы исключить из расписания школьников «форточки» по неуважительной причине, виновниками которых были гармошки.
Позже в школе появился баян «Искра». Он подкупил творческого Михаила чистым голосом. Так в его личном ансамбле появился еще один инструмент. На различных смотрах Михаила просили подыграть, никому не отказывал. Так вышло и когда местные культработники пригласили его в клуб уже не в качестве самодеятельного артиста, а их коллеги. Именно здесь, на родной Оршанщине, прошли годы его становления как человека и специалиста. За что бы ни брался Шидловский, делал все на совесть, ведь никак не мог опозорить деда по отцовской линии, который был искусным мастером в свое время по изготовлению музыкальных инструментов.
Свою творческую биографию спустя три года Михаил Васильевич продолжил писать в Витебском районе, куда его привела нить судьбы. Правда, до этого пришлось приобрести строительную профессию. На практике мастерство демонстрировал на большой стройке в Сущево. Здесь колхоз «Победа» возводил животноводческий объект, а значит, рабочие руки были на вес золота.
Однажды, увидев в подсобном помещении гармошку, Михаил не удержался и растянул меха. Равнодушным к такому творческому «дуэту» не остался даже председатель, который и предложил Шидловскому принять местный Дом культуры и перебраться в Сущево, где для молодой семьи и жилье найдется. Лариса с Михаилом долго не раздумывали над заманчивым предложением.
Вскоре из всех окон учреждения культуры на все лады зазвучали детские голоса, а в залах заливались музыкальные инструменты. Конечно, не все было легко, откровенничает Михаил Васильевич: «Когда супруга была в декретном отпуске, работать приходилось за двоих. Кроме ставки в культуре, дали часы в школе и детском саду. Да к тому же сезонные работы в хозяйстве не отпускали Шидловского.
Тогда от желающих заниматься самодеятельностью не было отбоя. Кто записывался в драматический кружок, кто тяготел к народным инструментам, кто проявлял себя способным учеником в вокале, хореографии.
Сейчас супруги с улыбкой вспоминают, как нелегко приходилось колесить с концертами от деревни к деревне. Еще днем грузовая машина, сверху укрытая брезентом, возила скот, а вечером уже принимала на свой борт самодеятельных артистов. Известность принес цимбальный оркестр, в котором было 40 инструментов, где каждый имел свой голос — чистый, неповторимый. В 90-ых годах его услышали участники телемоста «Беларусь—Россия». Тогда сущевские самородки вещали в прямом эфире.
Не молчат инструменты и сегодня, однако, их струн руки касаются не так часто. Молодежь все больше выбирает современное творчество, говорит Лариса Ивановна. То ли дело было раньше. Однако и сейчас культработникам есть что предложить населению от мала до велика. Здесь работают фольклорный коллектив, любительские объединения, детский танцевальный коллектив, ансамбль народных инструментов, вокальная группа.
На базе Сущевского СДК действует любительское объединение «Спадчына». Краеведение — еще одно направление деятельности культработников. К этому занятию, а вместе с тем к патриотизму, Лариса Ивановна и Михаил Васильевич все больше приобщают молодежь. Такая общественная жизнь была отмечена медалью «65 лет Победы», которой была удостоена Лариса Ивановна. Она стала еще одной наградой работника в весомой копилке, где хранятся многочисленные грамоты и благодарности за многолетний и плодотворный труд на ниве культуры. Свой вклад в нее внес и Михаил Васильевич. Ему медаль «За достижения в самодеятельном народном творчестве» вручили в Министерстве культуры БССР.
Есть в Доме культуры аутентический уголок. Конечно, сегодня он больше напоминает музей, в котором каждый предмет имеет свою историю. Так, у одной из порядка десяти гармошек она фронтовая. А несколько лет назад вместе со своим нынешним владельцем Шидловским она «вышла на экраны». Для Михаила Васильевича гармонь — любимый музыкальный инструмент. Это знает не только его супруга Лариса, которая не упустит случая пошутить: «Гармонист, гармонист, рубаха малинова, из-за тебя, гармонист, генерала кинула», но и вся большая семья Шидловских. В этом году у них был повод для гордости: имя Михаила Васильевича занесено на районную Доску почета. Хотя сам он считает, чта заслуга это всех коллективов, людей, которые на протяжении всего жизненного и творческого пути окружали его, и, в первую очередь, его Ромашка, как нежно он называет свою супруг Ларису, с которой идут рука об руку 37 лет. Столько же в их доме звучит: «Ах, ромашка белая, лепесточки нежные, мне дороже всех цветов, ведь она моя любовь».
Татьяна Диканова.