В соответствии с Законом Республики Беларусь от 25 ноября 2013 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам проведения выборов и референдумов» внесены изменения и дополнения в Избирательный кодекс Республики Беларусь, которые направлены на совершенствование правового регулирования отношений, связанных с избирательным процессом, проведением республиканского и местного референдумов. Комментирует некоторые из них старший помощник прокурора Витебского района Алексей Багдасарян.

В целях совершенствования правового регулирования отношений, связанных с избирательным процессом, внесены изменения и дополнения, касающиеся установления срока обращения наблюдателя в соответствующую избирательную комиссию или к прокурору об устранении нарушений актов законодательства, порядка включения в список граждан, имеющих право участвовать в выборах, выдвижения гражданами представителя в участковую комиссию, образуемую за пределами Республики Беларусь, полномочий комиссий. Указанной цели отвечают также положения,  предусматривающие аккредитацию наблюдателей при соответствующих комиссиях, срок их полномочий, основания лишения аккредитации; создание избирательных фондов для финансирования расходов по предвыборной агитации; расширение перечня документов, представляемых для регистрации кандидата в Президенты Республики Беларусь, депутаты и др.

В соответствии с изменениями и дополнениями кандидат в Президенты Республики Беларусь, политические партии, выдвинувшие кандидата в депутаты Палаты представителей, вправе направить соответственно в Центральную, окружную избирательную комиссию члена комиссии с правом совещательного голоса.

Ч. 4 ст. 47  Избирательного кодекса гласит, что запрещается агитация за кандидата в Президенты Республики Беларусь, в депутаты, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов.

Согласно ст. 50 участковые комиссии не позднее, чем за 10 дней до выборов, референдума оповещают избирателей, участников референдума о дне выборов, референдума, времени  и месте голосования, номере телефона комиссии, а также направляют избирателям информацию о кандидатах в Президенты Республики Беларусь, в депутаты, представленную соответственно Центральной комиссией, территориальной, окружной избирательной комиссией.

Нормы Закона устанавливают, что Центральная комиссия, соответствующая территориальная, окружная избирательная комиссия при проведении выборов Президента Республики Беларусь, депутатов изготавливают общие плакаты с биографическими данными кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты и информационные материалы о них, а кандидаты в Президенты Республики Беларусь, в депутаты вправе изготавливать агитационные печатные материалы.

Источниками финансирования расходов на изготовление общих плакатов с биографическими данными кандидатов, информационных материалов о кандидатах, агитационных печатных материалов являются республиканский бюджет или средства собственных избирательных фондов кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты.

На совершенствование положений Избирательного кодекса направлены нормы Закона, связанные с расширением возможности обжалования решений комиссий в суд.

В ст. 60 Избирательного кодекса изложена норма, согласно которой гражданин может выдвигаться кандидатом в депутаты Палаты представителей только по одному избирательному округу, а кандидатом в депутаты местных Советов депутатов — по одному избирательному округу по выборам в местный Совет депутатов соответствующего территориального уровня.

Избирательный кодекс дополняется ст. 681, предусматривающей более подробно регламентированный порядок принятия решения об отказе в регистрации кандидата в Президенты Республики Беларусь, в депутаты. В качестве одного из оснований отказа в регистрации устанавливается наличие судимости у лица, выдвинутого кандидатом.

Запрещается агитация, при проведении которой допускаются оскорбление и клевета в отношении должностных лиц Республики Беларусь, кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты, и устанавливается право Центральной комиссии, территориальной, окружной избирательной комиссии отменить решение о регистрации кандидата в случае нарушения данного требования. Избирательные комиссии могут реализовать свое право на отмену решения о регистрации кандидата по данному основанию только в случае, если факт оскорбления или клеветы при проведении агитации будет подтвержден вступившими в законную силу постановлением об административном правонарушении или приговором суда.

Принятый Закон способствует обеспечению реализации конституционных прав граждан Республики Беларусь на участие в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей.

Подготовила Нина Столяренко.