Крупнейшая техногенная катастрофа за всю историю человечества произошла 26 апреля 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции.  Негативные последствия этой трагедии трудно представить даже сегодня.

Олег Сушко

Ликвидаторы — общее обозначение приблизительно 600 000 человек, принимавших участие в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС. Основная часть работ была выполнена в 1986-87 годах, на них были задействованы 240 тысяч человек. Именно в это время в нивелировании пагубных последствий участвовал  Олег Сушко.

Родился он в 1966 году в г. Черногорск Красноярского края, но в 1977 его родители переехали в Витебскую область на постоянное место жительства, семья приобрела дом в Мазолово.

После службы в армии парень думал, что уже отдал свой долг родине, устроился на работу, познакомился с девушкой (она позже стала его женой), но в мае 1987 года получил повестку из военкомата. Призывали на спецсборы.

Олег Станиславович неохотно рассказывает о том периоде своей жизни:

—Группу таких же мобилизованных, как и я, командировали вначале в Минскую область, а уже оттуда в д. Рудаков Хойникского района Гомельской области. Именно там дислоцировалась войсковая часть 07288, в составе которой с 11 мая по 22 сентября 1987 года я принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Первые десять дней прибывших ликвидаторов отправляли на обработку 3-го энергоблока и прилегающих помещений. Из-за высокого уровня радиации работать на станции полагалось не более 15 минут, затем к мытью стен специальными растворами, либо блокировке «фонивших» мест толстыми свинцовыми листами приступала следующая подгруппа.

Специальных защитных средств, кроме ватно-марлевой повязки, по воспоминаниям Олега Станиславовича, не выдавали. Только после каждого захода в «зону» производили смену одежды. Естественно, постоянно измеряли уровень радиации, до выполнения работ и после. Затем людей вновь отправляли за 30-километровую линию, где они временно жили в палаточном лагере.

На 11-ый день основной батальон, в котором служил и Олег Сушко, был переброшен в Буда-Кошелевский район. Здесь ликвидаторы обрабатывали жилые дома, измеряли уровень излучения поверхностных и грунтовых вод, почвы. Если показания дозиметра не соответствовали допустимым нормам, снимали дерн, вывозили его в организованные могильники, ограничивали водопользование.

Всего на радиоактивной территории Олег Сушко пробыл 133 дня  и забыть их не сможет уже никогда. На память осталась не только запись в военном билете о пребывании и дозе облучения в 3,060 рентгена, знак ликвидатора, но и серьёзное заболевание, с которым борется не один год. Итог — инвалидность III группы. Но оптимизма Олег Станиславович не теряет: вырастил с женой, Светланой Аркадьевной, двух сыновей, работает слесарем на Мазоловском ПМС и верит, что всё в этой жизни складывается как надо.

Наталья Камлёва.
Фото автора.