На улице холодно, а в доме Елены Титовны Платоненко из д. Курино тепло. От воспоминаний и рассказов. Все они связаны с ее большой и дружной семьей. На детей и внуков с правнуками богата сельчанка. Каждый из многочисленной родни хотя бы раз, но слышал историю партизанки. Вот и нас, усадив поудобнее возле натопленной печки, 87-летняя старушка перенесла в свое фронтовое прошлое.

Елены Титовна Платоненко

Два года с народными мстителями Елена провела в отряде Алексея Дика бригады Расторгуева. Спустя 70 лет она без труда вспоминает явки, пароли.

— Они навсегда в моей памяти останутся, — будто читая недоумение на моем лице, дает понять Елена Титовна.  

При себе, рассказывает, всегда было две гранаты: одна — для врага, другая — для себя: «Чеку вырывай, а живой в плен не давайся». Этой установке придерживался каждый, кто стоял на защите Родины.

Елена Титовна навсегда запомнила тот день, когда партизаны пришли в Сураж.

— Морозная ночь была, оттого хорошо был слышен каждый шорох и шаг. Услышав хруст снега, встали с татой в ружье. У меня — карабин, у него — винтовка, — вспоминает тот караул Платоненко. — Но то были свои. Весь отряд вышел вместе с командиром.

Это была ударная сила для немцев. Отвоевывая каждую пядь земли, шли до Витебска. Когда областной центр освободили, Елене дали увольнительную. Пришла домой, а его-то уже и нет. только пепел по ветру кружит. Устроилась на ночлег в болоте, а наутро взяла обратный курс.

— До Риги на себе тянули батареи. Коней-то побило всех: авианалет прошелся по животным. В прибалтийской столице попали в окружение. Вышли из него. И на Митаву. Здесь на одном из хуторов и встретили победу. Тогда нацеловалась и наобнималась на всю жизнь.  Народ салютовал. Бочку с водой поставили на огонь. Помылись за всю войну, — застыли слезинки в бабушкиных глазах.

Только после, между слов, она призналась, что могло и не быть в ее жизни той победы. Просто не дожила бы. Перед самым освобождением разорвавшийся снаряд осколками проник в тело отважной партизанки. В госпитале, где после очередного налета остались хирург и санитарка, узнала, что ночью пришел караван с тяжелоранеными. Нечеловеческие стоны заглушали даже оружейные раскаты. Несмотря на то, что сама чуть держится на ногах, взялась помогать медикам. Вскоре легла под нож. Сколько было силы терпела боль, которая разрывала изнутри. Вытерпела. На долгую реабилитацию просто не было времени. Вернулась в строй.

В это время в родной деревушке начала возрождаться жизнь. Вернулся домой отец. В своей землянке семья приютила демобилизованного молодого человека. Война его оставила сиротой. Уж очень мила ему была хозяйская дочь, с которой раньше мало знался. Решил податься за ней. Но взаимностью девушка не ответила, хоть и приехали вместе. Пошла против отцовской воли и была категорична: «Не пойду замуж за него». Насильно мил не будешь…

Свое счастье она встретила немногим позже. Работящая и видная — Елена была завидной невестой, к которой сватались многие, но сердце она отдала одному.

— Своему Ивану, с которым без малого полвека прожила. Только 1993-ий нас разлучил, — указывая на дату смерти супруга, прячет мокрые от слез глаза еще и потому, что в этот год ушла из жизни и невестка, оставив четырех детей.

Младшеньким тогда не было и двух лет. их воспитание Елена Титовна взяла на себя. Чтобы дети были ближе к бабушке, сын перевез маму из Будислово в Курино. Здесь женщина приобрела небольшой домик, в котором проживает поныне. Поднимая ребят на ноги, не отказалась от хозяйства. Досматривала две коровы. Сейчас рада тому, что трудности позади. Вот так, позабыв о собственных желаниях, партизанская разведчица в мирное время жила сначала ради троих детей, потом ради внуков, а сейчас уже ради правнуков старается век продлить. Со словами: «Рано сдаваться! Мы еще повоюем!» ветеран войны перелистывает  жизни своей очередную страницу.

Татьяна Диканова.
Фото автора.