В Витебском районе стали традиционными выездные расширенные заседания советов общественных пунктов охраны правопорядка. Последнее состоялось на базе Кировского СДК и собрало законных представителей несовершеннолетних, дети которых признаны находящимися в социально опасном положении или нуждающимися в госзащите, Летчанского, Мазоловского и Новкинского сельсоветов. Провела его заместитель председателя райисполкома Ксения Коробач.

В. Скрицкий, А. Иванов, К. Коробач, первый заместитель командира полка ППСМ УВД Витоблисполкома А. Михайлов, В. Балад (справа налево)

Жизнь в социуме всегда сложна. Но в любой ситуации нужно оставаться человеком, искать пути выхода из трудной ситуации. Как показывает практика, на это способны не все. Кто-то, не выдержав испытаний жизнью, опускается на дно, не думая о ближних. Особенно печально, когда заложниками такой ситуации становятся дети.

— В настоящее время в районе 98 семей, дети которых находятся в социально опасном положении, 10 несовершеннолетних из 5 семей отобраны, — открыла расширенное заседание Ксения Коробач. — Выявить неблагополучие на ранней стадии, упредить разгорающуюся трагедию — задача совета общественного пункта охраны правопорядка.

С положительной стороны организацию профилактической работы с гражданами начальник отдела охраны правопорядка и профилактики Витебского РОВД Василий Балад отмечает  на территории Новкинского, Летчанского, Шапечинского и Вороновского сельсоветов. Здесь инициируется рассмотрение лиц, ведущих асоциальный образ жизни, оформляемые протоколы носят конкретный характер с указанием принятых мер по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений.

Председатель Летчанского сельского Совета Виктор Бурдей, прежде чем «огласить весь список», констатировал, что с момента последней встречи в Новке, многие так и не изменили привычный образ жизни.

В Ольге Д. из д. старое Село субъекты межведомственного взаимодействия по Декрету № 18 узнали старую знакомую.

— Мы с вами уже вели разговор по поводу трудоустройства, отказа от употребления спиртных напитков ранее. Что с тех пор изменилось в вашей жизни? — обратился к женщине прокурор района Вячеслав Скрицкий.

— Ничего, — единогласно признали члены совета ОПОП.

Сильно праздный образ жизни привязал, разорвать с ним отношения оказывается не так легко. Однако было бы желание.

— А его нет. Вот в чем беда, — пришел к выводу начальник Витебского РОВД Андрей Иванов.

Прокурор района по опыту работы с подобным асоциальным контингентом нарисовал женщине незавидное будущее, в котором до беды рукой подать. Ведь домовладения у таких, как Ольга, зачастую не отвечают противопожарным требованиям. Имея устойчивую позицию не трудоустраиваться, у нее одна дорога — в ЛТП.  В то, что может исправиться, ей уже не верят, поскольку не единожды клятвенно и слезно уверяла, что сойдет с кривой дорожки.

От слов к делу намерены перейти представители правоохранительных ведомств и в отношении Натальи и Александра К. из д. Запрудье,  которые ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию ребенка, склонны к употреблению спиртного. И если Наталья, лишенная родительских прав в отношении двух несовершеннолетних, закодировавшись, отставила рюмку, то Александр сделать этого не может. Или не хочет. Ссылается на медицинские противопоказания. Насколько его слова обоснованны, еще предстоит разобраться, но то, что ему просто необходима помощь — очевидно.

Не лучшим образом отзываются о мужчине в ОАО «Возрождение», где тот трудоустроен рабочим полеводческой бригады. У директора Петра Коробача есть вопросы к соблюдению дисциплины работником.

Объяснять, какая судьба может постичь третьего ребенка, родительнице долго не пришлось. Все в их руках. Тем более что с трезвым образом жизни, наведением порядка можно рассчитывать на возвращение в семью дочки, которая в настоящее время находится в приемной семье, а вот ее мальчика уже усыновили.

Несколькими неделями ограничили срок для прохождения кодировки Ирине П. из д. Новики. Поскольку она единственный родитель, перекладывать свои обязанности по воспитанию троих несовершеннолетних детей ей не на кого. Правда, относительно этого самого воспитания, у представителей Старосельской школы есть много вопросов. В частности, за разгульным образом жизни, который стал для Ирины нормой, она забывает о детях. Женщине не единожды указывалось на наведение порядка в доме. Несмотря на всю проводимую с семьей работу со стороны сельского Совета, школы, правоохранительных органов, санатория «Летцы», где трудоустроена кухонной рабочей, оказание ей всевозможной помощи, Ирина исчерпала кредит доверия.

Председатель сельисполкома настроен категорично: «Изымать детей. И точка».

— Вернуть их будет куда сложнее. Восстановиться в родительских правах получается не у всех. Выбор за вами: нужны они вам или нет, — поставил перед фактом нерадивую родительницу Вячеслав Скрицкий.

Женский алкоголизм — диагноз, который поставили участники заседания и Елене Г. из аг. Новка. И она не отрицала, что больна. Присутствующие сразу нашли единомышленника в лице сожителя матери пятерых детей, четверо из которых несовершеннолетние. К последним Михаил установил отцовство. Несмотря на то, что официально нигде не трудоустроен, без дела не сидит.

— Где могу, там и гребу. Каждую копейку в дом тяну, — признался мужчина, — чтобы любимая женщина и дети ни в чем не нуждались.

Все кардинально меняется в семье, когда Михаил отсутствует дома. Елену как магнитом тянет к бутылке с горячительным. За ней забывает про детей. Гражданский супруг откровенен: «Ее нужно держать на коротком поводке. Стоит отпустить — пускается во все тяжкие». Он ручается за нее и обязуется погасить образовавшуюся задолженность по квартплате, о которой сообщила управляющий делами Новкинского сельисполкома Ирина Линич.

— Отец характеризуется с положительной стороны, — признали участники заседания.

— А вот вас можем лишить родительских прав, — дала понять Ксения Коробач, порекомендовав немедленную кодировку многодетной матери.

Та обещала.

Наталья Д. из д. Хайсы была не настроена на диалог. А вот на помощь — расставила карман пошире. Нигде неработающая женщина живет за счет матери-пенсионерки и материальной помощи, что оказывает Мазоловская школа, где обучается ее несовершеннолетняя дочь. О том, сколько 46-летняя Наталья выработала «трудодней», свидетельствует стаж, не превышающий и 15 лет. Последнее место работы — оздоровительный лагерь, куда на летний период была устроена родительница, чтобы и деньги заработать, и поближе к дочери, что отдыхала здесь же, быть. Но работа оказалась «непосильной» для женщины. Сама объясняет это тем, что зарплата не устраивала, вот и подалась искать легкого хлеба.

Не до конца понимает претензии к ее образу жизни Людмила С. из д. Уголок. У председателя Мазоловского сельисполкома Леонида Дубины не нашлось ни одного хорошего слова в адрес женщины и ее супруга, который склонен к нарушению общественного порядка и злоупотреблению спиртными напитками. Гостям из числа педагогов Должанской школы в доме не рады, зато всегда открыта дверь для друзей. Видимо, предположил начальник районной милиции, именно они не оставляют времени на наведение порядка и создание условий для возвращения в семью ребенка, который в настоящий момент находится на гособеспечении. С сыном, пребывающем в Великолетчанском детском доме, родительница видится, но не часто. Артемка же мечтает, чтобы никогда не расставаться с мамой.

Артем и мама встретились в детдоме

Зная, что сегодня она приедет, мальчик с нетерпением ждал встречи. На окошке соцучреждения он писал: «Мама». И она приехала вместе с другими участниками расширенного заседания, в том числе обязанными лицами ОАО «Возрождение». Для кого-то дорога к детдому была незнакомой, но были и те, кто своим поведением осознанно привел сюда своих чад.

На улице уже смеркалось. Мороз пробирал все сильнее. Но холодно было не столько от температуры воздуха, сколько от равнодушия родителей, которые находили сотни отговорок, чтобы уклониться от этого мероприятия. В окошках детского дома загорелись огоньки глазок воспитанников. Те, кто помладше, встречал гостей и ждал ответа: «Ты за мной?..»

Директор соцучреждения Вера Дук не скрывала, что каждый год на протяжении 18 лет, сколько работает руководителем детдома, она загадывает одно желание: «Чтобы у каждого ребенка была семья. Любящие папа и мама. И если воспитанник уходит за порог, то только за руку с ними…».

Мы готовы протянуть руку помощи. Другое дело, что вы не обращаетесь. Не предпринимаете действенных мер, чтобы восстановиться в родительских правах, вернуть ребенка в семью, доказать право на его достойное воспитание, — подвела итог заседания Ксения Коробач.

Глядя на пляшущих и поющих ребятишек на сцене, кто-то, может быть, понял, чего лишает себя. Ведь они вместе могли бы радоваться успехам…

Татьяна Диканова.
Фото автора.