В «Бессмертном полку» не одна сотня бойцов, безмолвно шествующих стройными рядами… Среди победителей, кто смотрит с фотографии на потомков, рядовой солдат Алексей Горов, который каждый день в годы немецко-фашистской оккупации приближал Великую Победу и чье имя навечно вписано в историю освобождения советского народа от германского порабощения.

Галина Хачапуридзе с фотографией отца Алексея Горова, участника «Бессмертного полка»

Уроженец Городокщины Алексей Горов девятнадцатилетним парнишкой попал на фронт. Хотя учащийся школы фабрично-заводского ученичества мог воспользоваться полагающейся его сверстникам бронью. Вместе с огромной страной встал на смертный бой. Добровольцем. На передовую уходил с парада войск на Красной площади. Свою военную биографию начал писать в звании гвардии рядового телефонистом роты связи. Проходил службу в стрелковом полку. В конце 1943-го получил ранение. На восстановление потребовался месяц. И снова в строй.

Заряжающий артиллерист Горов в составе войск 2-го Прибалтийского фронта участвовал в освобождении Даугавпилса, за что награжден нагрудным знаком «Гвардия» и отмечен благодарностью Верховного Главнокомандующего.

В 1945-ом Горов внес свой вклад во взятие Берлина. Здесь у стены рейхстага состоялось знакомство с Мелитоном Кантария, водрузившим Знамя Победы на крыше этого здания в первый день ликующего мая. Навечно вписал свое имя в историю и белорус, расписавшись на символе единой Германии. На этом интернациональная дружба не закончилась, она нашла свое продолжение уже в мирной жизни. В 60-х белоруса Алексея Горова грузин Мелитон Кантария гостеприимно встречал в Сухуми. Там Алексей Архипович и рассказал, что для него война закончилась многим позже, чем раздались залпы праздничного салюта на Красной площади в честь Великой Победы. Еще почти два года шел долгими фронтовыми верстами. Освобождал Прибалтику.  В 1947 году был второй раз ранен. Контузия. Как следствие — демобилизация.

Ефрейтора, а именно в таком звании закончил военный путь Горов, награжденного орденом Красной Звезды, медалями «За победу над Германией», «За боевые заслуги», встречали на родине как героя. Он всегда был им в первую очередь для своей семьи: супруги и двоих детей.

Дочь Галина вспоминает, что отец был немногословен, говоря о войне:

— Скрывал свои эмоции. Да и мы понимали, что эти раны, которые остались даже не на теле, в душе и сердце, не залечишь. Он до конца жизни  вспоминал своих друзей-однополчан, тех, кто остался на вечный покой на безымянной высоте, на поле сражений, и благодарил судьбу за тех, кто остался в живых и шел с ним рядом. Со многими поддерживал связь.

В 2002 году Алексей Архипович ушел из жизни, но светлая память о нем живет в сердцах родных, близких, знакомых. Для семьи он был настоящим героем-освободителем, на примере служения Отчизне которого были воспитаны дети, а после и внуки. Сегодня боевые награды и юбилейные медали отца и дедушки они свято хранят как самую ценную семейную реликвию. О судьбе своего прадедушки знает и правнук Алексея Архиповича. Несмотря на то, что шестилетний Владик никогда не видел его, точно знает, что он был настоящим патриотом своей Родины. Как только подрастет, и полуторагодовалый Тимофей — еще один наследник победителя, также узнает  о прадедушке и о том, почему в девятый день мая на его могилу принесут красные гвоздики…

И пусть артиллерист Горов уже больше никогда не пройдет в стройном победном ветеранском ряду, он всегда будет шествовать в «Бессмертном полку» благодаря памяти, которую хранят о нем потомки.

— Мы не несем фотографии, — поправила дочь фронтовика Галина Хачапуридзе. — Мы говорим — они идут. Гордо. Победно. Под мирным небом Беларуси.  

Татьяна Диканова.
Фото автора.