Семь десятилетий отделяет нас от страшных событий Великой Отечественной войны. Однако на некоторые загадки у историков и краеведов до сих пор нет ответа. Долгое время к числу малоизвестных фактов относились и имена партизанских разведчиц, могила которых находится в деревне Суйково. Стали известны они совсем недавно благодаря кропотливой и многолетней работе руководителя краеведческого музея Старосельской средней школы Маргариты Юшкевич и ее учеников.
СнимокО трагической истории партизанок, по словам Маргариты Дмитриевны, известно достаточно много. В конце августа 1942 года их послали на задание, предположительно в Городокский район. Но дошли они лишь до деревни Пестуница. По предположению местных жителей, с которыми потом общалась краевед, становится ясно, что именно женщина, указавшая им дорогу, рассказала о девушках полицаям. Те их схватили, загнали в баню, которая находилась в Суйково, и допрашивали. Ничего не узнав, отпустили и сказали бежать. Но как только партизанки поднялись из оврага на поляну — стали стрелять. После этого приказали местным жителям закопать тела.

В 80-е годы парторг хозяйства решил перезахоронить останки, но имена девушек так и не были установлены. На могиле сделали надпись: «Здесь покоятся две неизвестные партизанские разведчицы».

Маргарита Юшкевич взялась за установление имен погибших и с этой целью написала письмо в редакцию нашей газеты, обратившись за помощью к местным жителям с просьбой откликнуться тех, кто что-либо помнит о событиях того дня. В скором времени получила ответ от Марии Амосовой, чья мать принимала участие в похоронах. Женщина сообщила много важных фактов, но имен Мария Степановна не знала.

К этому времени Юшкевич издала очередную книгу «Земля в дыму», в которой описала партизанские семьи, в числе которых была семья Барченко. Среди прочих на страницах книги находилась фотография Надежды (на снимке), воевавшей в партизанской бригаде «За советскую Белоруссию!». Именно в ней житель д. Суйково и узнал одну из тех самых партизанских разведчиц. Оказалось, что на фотографии девушка была запечатлена в белом берете, в котором ее и расстреляли.

— Сестра Надежды Тамара Ермолаевна вспоминала, что берет этот Надя очень любила и всегда одевала, хотя в те времена он был не в моде. Головной убор вспомнила и Мария Амосова. Тогда у меня развеялись последние сомнения, — рассказывает Маргарита Дмитриевна.

Имя второй партизанки было установлено после обращения в газету «Зара» Бешенковичского района. Получив ответ на свое письмо, краевед узнала, что ею была подруга Надежды Барченко Зинаида Грибанова.

Сегодня ведется активная работа по увековечиванию памяти партизанских разведчиц. К 9 мая, по словам краеведа Юшкевич, на месте перезахоронения планируется установление памятной плиты, на которой будут написаны их имена.

ФАКТ
Маргарита Юшкевич является автором двенадцати книг, повествующих об истории родного края. В ближайшее время она планирует работу над тринадцатой, которая будет посвящена истории памятников, расположенных на территории Староселья. Сейчас их насчитывается более двух десятков. Начнется рассказ с краеведческого музея, который является штабом по сохранению и продолжению этой работы.

Юлия Гавриленко