Говорят, учителем нельзя устроиться, им надо быть. Давно известно, что педагогика — это не только работа, а, в первую очередь, состояние души и призвание. Так считает и учитель русского языка и литературы Кировской средней школы Елена Гарипова. В том, что выбранная профессия станет делом всей ее жизни, девушка твердо убедилась, когда в 2010 году вернулась в родное учреждение образования с дипломом преподавателя в руках.

Сегодня Елена уверена в том, что человек не может выбрать педагогическое поприще, если в жизни он не встретил своего любимого учителя. Таковой для нее в школьные годы явилась Наталья Степановна Преткель, которая обнаружила у девочки способности к языку и привила любовь к литературе.

— С детства я очень любила читать, — вспоминает Елена. — В школе мне посчастливилось шагать по дороге знаний рядом с Натальей Степановной. Она впечатлила меня обаянием, высоким профессионализмом и влюбленностью в свой предмет, в слово. Поэтому я решила последовать ее примеру: получив аттестат об окончании Кировской средней школы, поступила на филологический факультет ВГУ имени П. М. Машерова.

По точному замечанию поэта Максимилиана Волошина, «каждый рождается дважды», второй раз, когда «сердце горит и трепещет». Именно эти чувства девушка испытала, когда молодым специалистом вернулась в родное учреждение образования. С каждым уроком она все больше убеждалась в том, что выбрала правильный путь в жизни.

Елена объединяет в себе качества, присущие классическому образу учителя словесности: одухотворенная, утонченная, влюбленная в литературу. Рядом с таким педагогом хочется говорить о поэзии, размышлять о душевном величии, созерцать красоту слова, произведения, человека. Учащимся и их родителям особенно импонирует ее уважительное, бережное отношение к детям, способность мягко, без излишней назидательности воспитывать любовь не только к предмету, но и к людям.

— На своих  уроках я применяю методику проблемного обучения, — рассказывает Елена. — Ее суть — в постановке продуктивно-познавательных вопросов и задач, содержащих противоречие. Ребята сами оценивают ситуацию, рассуждают, ищут ответ, решение проблемы.  Главное — построить с учениками диалог, побудить их к активному обсуждению темы урока. Это технология гораздо эффективнее, чем монологическое изложение готового материала, она позволяет вызвать и направить познавательную деятельность школьников, развить у них логику, творческие способности. Как в пословице говорится: «Тем хлеб всегда вкусней казался, чем трудней он нам доставался». Это высказывание применимо и к знаниям.

Такой подход приносит свои плоды. Несмотря на то, что сейчас в расцвете век интернета и компьютеризации, по словам молодого педагога, дети не теряют интерес к литературе, охотно читают книги как отечественных, так и зарубежных авторов. Кроме того, школьники интересуются профессией учителя. Среди одиннадцатиклассников, у которых она является классным руководителем, четверо собираются получить педагогическую специальность.

— Приятно, когда ребята, наблюдая за работой учителя, испытывают желание оказаться на его месте. Это самая большая награда за наш труд, — призналась Елена Гарипова.

Наталья Матулевская.

Фото автора.