Не только в бронзе, граните и мраморе обелисков, скульптур, мемориальных досок, но и в названии улиц увековечена память о славных героях Великой Отечественной войны, ставших гордостью нашего народа, республики, района и небольшого села. Посетить эти места — значит прикоснуться к славе отцов и дедов, преклониться перед их мужеством и стойкостью, проявленными в борьбе с врагом.
На снимке: Иван Федорович Курбачев.
В горпоселке Сураж о подвигах воинов, партизан, подпольщиков, рядовых и легендарных комбригов напоминают девять улиц. Шмырева, Курмелева, Матросова, Заслонова… За каждой фамилией — история жизни и сражений за Родину.
Председатель Суражского сельского Совета депутатов Александр Велитченко, который согласился на время стать экскурсоводом, убежден, что каждый житель населенного пункта должен знать, в честь кого названа та или иная улица.
— Это не только дань уважения человеку, это свидетельство тех ценностей, которые характеризуют наш образ жизни, — утверждает Александр Михайлович. — Мы живем под мирным небом в независимой стране, государстве с богатейшей историей.
По дороге на улицу Матросова — слово о подвиге 19-летнего красноармейца, стрелка-автоматчика Сибирской добровольческой бригады имени И. В. Сталина армии Калининского фронта. С началом Великой Отечественной войны Александр Матросов несколько раз пытался записаться добровольцем и только в сентябре 1942-го был призван в армию. 27 февраля 1943 года батальон, где он служил, получил задачу атаковать опорный пункт в районе деревни Чернушки. Подступы к селу прикрывали три вражеских дзота. Два из них удалось уничтожить. Третий держал под пулеметным огнем всю лощину перед населенным пунктом и не позволял советским бойцам пойти в атаку. Попытки уничтожить его не увенчались успехом. Матросов же сумел подобраться к нему с фланга и метнул в амбразуру две гранаты, но пулемет продолжал стрелять. Тогда он своим телом закрыл амбразуру… Боевая задача была выполнена, а 19 июня того же года Александру Матросову присвоено звание Героя Советского Союза. Посмертно.
На снимке: Александр Матросов.
— И еще такой факт. Имя Александра Матвеевича использовали для прославления героизма советских солдат. Благодаря газетчикам появилось устоявшееся выражение «подвиг Матросова». Всего за годы войны его совершили более 400 бойцов, — дополняет свое повествование Александр Велитченко.
Улица Матросова — это четыре десятка домовладений. Правда, этими днями в окнах половины из них не увидишь света, разве только паучков, неспешно плетущих паутину.
— И обязательно сулящих хорошие новости! — убежден председатель сельского Совета.
Уже скоро население улицы Матросова прирастет. На летних загородных фазендах закипит жизнь. Только от этого тихой она быть не перестанет, уверены старейшие ее жители: Евгения Прохоровна Козель, Екатерина Владимировна Гончарова и Людмила Калистратовна Максимова, ведь здесь только в трех домах звучит ребячий смех.
Александр Велитченко отмечает, что люди старшего поколения являют собой пример для молодежи. Труд суражан преклонных лет стал основой для той жизни, в которой мы сейчас живем. И наша общая задача не просто сохранить, но и значительно приумножить достижения.
Председатель сельского Совета пригласил завернуть на параллельную улицу Заслонова, увидеть местную рукотворную достопримечательность. А пока до нее добираемся, мой провожатый дает историческую справку.
С 1939 года Константин Заслонов работал начальником паровозного депо в Орше. 2 июля 1941-го он получил приказ о немедленной эвакуации оборудования паровозного депо, а через десять дней с воинским эшелоном и сам покинул этот крупный железнодорожный узел.
В октябре того же года по собственной просьбе Заслонов был отправлен в тыл врага в составе группы железнодорожников. Создал подпольную ячейку, участники которой путем применения «угольных мин» (мины, замаскированные под каменный уголь) за три месяца подорвали 93 немецких паровоза. Ввиду угрозы ареста в марте 1942-го Заслонов с группой покинул Оршу и организовал партизанский отряд, который провел ряд успешных боевых рейдов в районе Витебск — Орша — Смоленск, уничтожив большое количество вражеских солдат и техники.
15 июля 1942 года было принято решение о создании на базе партизанского отряда, насчитывавшего к тому времени 250 человек, партизанской бригады «Дяди Кости». Народные мстители под руководством комбрига совершали диверсии на железных дорогах, а также на шоссейных и грунтовых. Заслонов возглавлял боевые действия против немецко-фашистских захватчиков на территории Оршанского, Богушевского, Сенненского,
На снимке: Константин Заслонов.
Лиозненского и других районов.
В начале ноября 1942 года партизанским силам в районе Орши поступил приказ срочно выходить за линию фронта для включения в состав Красной Армии. Заслонов распорядился своим людям выдвигаться по направлению к линии фронта, а сам остался со своим штабом и с несколькими десятками партизан в деревне Куповать Сенненского района, где на утро 14 ноября был намечен переход очередной большой группы солдат и офицеров РННА (Русской национальной народной армии). Заслонов намеревался догнать двигавшиеся к линии фронта отряды после того, как к нему присоединятся эти люди. Однако 13 ноября 1942 года фашисты, узнав о том, что в деревне Куповать находится штаб бригады Заслонова, окружили ее. Более четырех часов продолжался бой. Заслонов решил дождаться темноты и идти на прорыв. Его скосила пулеметная очередь. Уже на следующий день в бою с карателями у этой деревни легендарный комбриг погиб. Ему шел 33-й год. 7 марта 1943 года ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Такую историю подвига рассказал Александр Велитченко.
— Вы, наверно, не один учебник истории проштудировали? — интересуюсь его начитанностью.
— Будучи местным жителем, мне было бы стыдно не знать историю своей малой родины! Стараюсь открывать для себя новые ее страницы, чем охотно делюсь с односельчанами. Ведь каждый должен понимать, что без знания прошлого невозможно постичь настоящее и предугадать будущее, — отвечает Александр Михайлович.
Житель ул. Заслонова Сергей Яковлев перебрался на постоянное место жительства в Сураж год назад. За мужчиной местные закрепили прозвище Фермер. Сам Сергей Николаевич не то, что не смущается его, с гордостью рассказывает о своей деятельности. В зарегистрированном КФХ, кстати, одном из двух, расположенных на территории Суражского сельсовета, вместе со своей семьей возделывает картофель. Сельчане называют его последователем бывшего руководителя экспериментальной базы им. Шмырева Эдуарда Петровича Яблочкина. Порядок у него во всем и везде.
— Настоящего хозяина видно издалека. Три года назад одним ухоженным подворьем на ул. Заслонова стало больше. Шумный мегаполис на придвинскую глубинку променяла Людмила Заборянская. Первым делом, купив дом в Сураже, москвичка принялась за наведение порядка на земле и благоустройство. Заботливые руки она приложила не только к своим «соткам», но и за пределами огорода, облагородив и территорию напротив своей усадьбы, — рассказал Александр Велитченко.
У дома № 34 пригласил заглянуть к себе 89-летний Иван Федорович Курбачев.
Устроились за столом у окна. Пока хозяин дома рассказывал про свою жизнь, мы не сводили глаз с изумрудного царства, расположенного буквально на расстоянии вытянутой руки.
— Это и есть местная достопримечательность! — сообщил Александр Велитченко.
Перебирая пальцы своих натруженных морщинистых рук, Иван Федорович собирается с силами, чтобы не поддаться эмоциям и закончить рассказ о роковых сороковых.
Когда началась война, Ване Курбачеву не было и десяти лет. В его родную деревню Хотейко в прямом смысле слова враги въехали. На велосипедах.
— И сразу начали шнырить: «яйко», «млеко», — вспоминает Иван Федорович. — Местные пытались уйти в лес, однако немец вышел на след. Тех, кто не принял «условия режима», и у кого оккупанты нашли письма с фронта, расстреляли. Остальные ждали своей участи в сарае, рядом с которым всю ночь полыхал такой же. Крики, стоны заживо горящих односельчан — членов партизанских семей — стояли в ушах еще многие последующие годы.
Уже на другой день пленников пешком погнали в Сураж. 35-километровый «марш-бросок» выдержали не все.
— Девочка несла на руках брата-инвалида. Так притомилась и выбилась из сил, что руки онемели, а ноги отнялись. Немец подошел к ним и застрелил обоих. А мы пошли дальше… — продолжает свой рассказ сельчанин, который признался, что тогда больше всего боялся остановок по пути следования.
— Каждая из них заканчивалась человеческой потерей.
Продержав мирное население какое-то время в Сураже, гитлеровцы, будто скот, погрузили людей на машины и выгрузили только на территории концлагеря «5-й полк». После «сортировки» на родной земле остался только Иван с отцом и матерью. Двух старших сестер угнали в Германию.
Семью Курбачева отправили в д. Кашино, где она должна была за постой и еду расплачиваться нелегким трудом по хозяйству у одной из местных жительниц, которая держала связь с врагом. Когда у Ивана стали от голода пухнуть руки, родители решили спасаться бегством. И это стало поворотным моментом в судьбе суражанина.
После было восстановление дома, превращенного немцем в груду пепла, возвращение к мирной жизни и первый кусок хлеба, заработанный нелегким крестьянским трудом. Сегодня не каждый может похвастаться таким трудовым стажем как у Ивана Федоровича. Из его 56 лет более 40 отдал лесному хозяйству. Оглядываясь назад, Курбачев не представляет своей судьбы без зеленого царства:
— Лес и силой, и жизненной энергией наполняет. Правда, не ко всем бывает благосклонен, а только к тем, кто с открытой душой приходит к нему на «порог».
Его лес тянет как магнит, а суражанину до него рукой подать. Почти десять лет назад недалеко от своего дома заложил зеленую плантацию. Вместе с сыновьями опытный лесовод навел порядок на поросшем сорной растительностью участке, подготовил площадку под будущий лес.
— Более сорока сосенок, елка, я называю ее королевой, и шесть дубков, — это мой след на родной земле, — скромничает Иван Федорович, который за годы своей работы в лесном хозяйстве посадил не одну сотню, а то и тысячу саженцев.
Все прижились и тянутся к солнышку и… заботливым рукам Ивана Курбачева и уже его потомков. Иван Федорович и Любовь Павловна Курбачевы нынче отметят бриллиантовую свадьбу. У супругов семь внуков и правнучка. Им, а также своим односельчанам, глава большого семейства хочет передать в наследство свое «изумрудное царство».
Рассказ Ивана Федоровича прервало птичье щебетание. И даже в этих нехитрых «чик-чирик» он услышал песню:
— Прислушайтесь и вы: тихий звон слез берез, журчание хлопотливого ручейка и еще что-то такое светлое, радостное, чего словами и передать нельзя…
Татьяна КНЯЗЕВА
Фото автора