Заботы о хлебе насущном оттеняют пережитое прошлое, и, кажется, зачем вспоминать день вчерашний, если надо решать вопросы сегодняшние. Вот так в суете порой уходят в никуда конкретные судьбы, а вместе с ними правда о том, что было.
На снимке: Елена Солодухина.
Екатерина Солодухина не любит вспоминать те годы, зажмуривает глаза от страшных видений. Нелегкая доля выпала ее поколению. В 1943 году Катю вместе с младшим братом и мамой угнали в Германию, в трудовой лагерь. С того времени она является бывшей малолетней узницей. Сегодня в нашем районе проживают 276 бывших несовершеннолетних узников фашистских лагерей, и Екатерина Ивановна из деревни Обухово Вороновского сельсовета — одна из них.
Родилась она в обычной крестьянской семье в 1929 году, а в 1937-ом родился брат. Когда началась война, Екатерине Солодухиной было 12 лет. Отца во время мобилизации призвали на службу, но когда его и других призывников везли на фронт, поезд разбомбили, многие погибли, а те, кто выжил, вернулись домой. В их числе был и отец, но он сразу ушел в партизаны.
Немцы ворвались в деревню в 1943 году, начали грабить и выгонять из домов местных жителей.
— Вначале стариков, детей и женщин, словно скот, погнали в Пушкари, потом в Осетки, а сборный пункт был на берегу Двины, — рассказывает Екатерина Ивановна. — Но вскоре, рассадив по машинам, нас привезли на железнодорожный вокзал в Витебск. Здесь шла сортировка, после этого нас погрузили в телятники (так называли эти эшелоны) и повезли в Германию. Сортировку проводили и по ходу пути. Чего нам только не пришлось передумать, не знали, что нас ждет на чужбине.
Бывшая узница вспоминает, какой долгой и тяжелой была дорога в Германию. Людей много, кормили скудно. У кого-то были ссобойки, а вот им повезло меньше. Перед угоном их мама переболела тифом, из-за этого она была очень слаба и позаботиться о продуктовом запасе не смогла. Всю дорогу дети присматривали за ослабевшей мамой. Когда приехали в Берлин, их отправили в распределитель, где отобрали для работы в трудовой лагерь на фабрику по изготовлению лампочек. Детям повезло, что их не разлучили с мамой.
— Жили мы в бараках, где спальные места располагались в три яруса, питались плохо, все были очень худые, а работать приходилось много, — вспоминает те дни женщина. — Освобождение пришло, когда совсем не надеялись, в апреле 1945 года. Перед этим нас согнали в подвал, который хотели заполнить водой, но что-то фашистам помешало, воды поступило немного. А через трое суток подвал открылся и вошел советский солдат. Его я помню как сейчас: невысокий, худенький, в длинной и грязной шинели. Как же ему мы были рады!
Освободив всех заключенных, военные рассказали, как возвращаться на родину, но когда дошли до Бернау, их снова развернули назад: нужна была помощь для демонтажа оборудования фабрики.
— Работать приходилось всем. Станки разбирали, упаковывали в деревянные ящики и отправляли в Россию. Солдаты нас не обижали, вдоволь кормили. Однако отвыкший организм детей не справлялся с жирной солдатской пищей, поэтому некоторые ребятишки умирали, — отмечает Екатерина Солодухина. — Победу мы встретили в Берлине, когда ее объявили, все стали плакать, обниматься.
Ускорило возвращение на родину письмо отца, который уже ждал их дома. Как оказалось, папа был ранен, потерял ногу, его комиссовали, и он вернулся в Обухово. Но жить было негде, все дома в деревне разобрали на строительство бункеров. К счастью, от их избы осталось три стены, и отец стал самостоятельно пристраивать четвертую. К моменту возвращения семьи уже стояла коробка дома.
— Мы поразились, как это ему удалось с одной ногой. Хотя в те времена многие мужчины после войны остались калеками: кто без руки, кто без ноги, а то и без обеих. Но все как-то старались работать, сильно помогали дети. Мы собирали щавель, ягоды, грибы и носили продавать все это в город.
— Я сейчас удивляюсь, — отмечает моя собеседница, — как нам удалось выжить в те страшные годы. Бог нас сберег. И я на протяжении всей жизни стремилась своим самоотверженным трудом благодарить судьбу, делать добро людям, детей тому же учу. Сегодня мы живем в непростое время, тревожное. Но нельзя забывать о войне, о том, какое горе она приносит. Это не должно повториться.
Сегодня у Екатерины Солодухиной четверо детей — две дочери и двое сыновей. Дочери Мария и Татьяна живут неблизко, а вот сыновья Иван и Николай постоянно присматривают за матерью, окружают заботой и вниманием. Радуют ее семь внуков и шесть правнуков. Мужа, к сожалению, уже нет в живых. Но вместе с ним они смогли пережить все послевоенные тяготы, построили светлый и просторный дом, воспитали хороших детей.
Во время войны немецкие захватчики уничтожили в Обухово 59 дворов, вывезли в Германию 15 человек, из которых 6 вернулись, в их числе Екатерина Солодухина, ее брат и мама. Но те страдания, которые они пережили, остались в памяти навсегда.
Ольга МЫСЛИЦКАЯ
Фото автора