С момента чернобыльской трагедии, произошедшей 26 апреля, жизнь отсчитала 36 лет, но тот день, вошедший в историю под знаком беды, постоянно вспоминают переселенцы. Будто израненные птицы они поневоле покидали разрушенные радиацией гнезда с теплившейся надеждой вернуться в милые сердцу края. Увы… Большинство обжились на новом месте, здесь обрели кров, работу и вторую родину.
Семья Лаханских счастливо жила в д. Новоселки Хойникского района. Мария Никитична и Николай Банедович воспитывали троих детей: Вове было 12 лет, Саше — 10, а Наташе исполнилось четыре с половиной года. В начале 80-х супруги достроили просторный дом, возвели хозяйственные постройки (на подворье были две коровы, свиньи, много птицы), как говорится, крепко стояли на ногах, о чем свидетельствует и тот факт, что были первыми в очереди на покупку легкового автомобиля. Николай работал водителем в ПМК сельхозтехники в районном центре за 10 км, а Мария — продавцом в большом местном сельмаге. Накануне злопамятных выходных она отпустила заведующую в отпуск, приняв на себя ее обязанности. В субботний день 26 апреля Лаханские собрались сажать картошку. Приготовив на всю толоку обед, Мария вышла с детьми на огород разбрасывать навоз. Странным ей показался какой-то металлический привкус во рту, но размышлять было некогда. Николай в это время отправился на машине в д. Вить за 9 км к своим родителям, чтобы привезти их на помощь. «По дороге заметил необычный низенький сизый туман. Кольнуло недоброе предчувствие, но в круговерти крестьянских хлопот оно отодвинулось», — вспоминал позже мужчина. Когда уже заканчивали посадку картошки, обратили внимание на вертолеты, которые вереницей двигались в сторону Чернобыльской атомной электростанции. В сердце вновь колыхнулась тревога… Мария услышала об аварии в райцентре, куда поехала после выходных по работе, но масштаб катастрофы и ее последствия тогда никто не представлял. Поняли, насколько это серьезно, когда в Новоселки из 10-километровой зоны атомной станции стали отселять людей. А 7 мая из деревни организовали вывоз детей в лагеря. С дошкольниками ехали мамы, Мария же не могла оставить магазин, нужно было обслуживать население, которое увеличилось за счет переселенцев и военнослужащих. Со слезами отправили Вову и Сашу в Богушевск, Наташу — в Сенно. «Вся наша размеренная жизнь рухнула в одночасье», — с горечью рассказывает Мария Никитична.
Лаханские прожили в зараженной зоне 4 года. Понимали: нужно уезжать. Но как оставить все нажитое? Они с такой любовью обустраивали усадьбу, дождались, когда стал плодоносить сад, в котором прекрасно прижился даже абрикос. Рассматривали варианты переселения в Беларуси и России. Местный ветврач посоветовал съездить в Витебский район в колхоз-комбинат «Звезда». В конце 1989 года супруги с целью ознакомления посетили хозяйство. Директор Юрий Морозов сказал, что примет переселенцев. 7 апреля 1990 года вся деревня Новоселки провожала 9 семей односельчан на новое местожительство в поселок Липовцы. Кроме Лаханских, решились на переезд Назаренко, Бондарь, Ивлевы, Градуша, Бритько, Семирунины, Лобан. Поначалу чернобыльцы, как их прозвали, обживали квартиры в двух домах, возведенных на пустыре. Позже переселились в добротные коттеджи, построенные по чернобыльской программе. Николай Банедович сразу устроился в местное хозяйство и отработал в нем водителем и механизатором 32 года. Только в этом году жена настояла, чтобы ушел на отдых. Мария Никитична трудилась в Шапечинском заготпункте, затем — кассиром в сельхозпредприятии. Здесь же обосновались их дети: Владимир работает слесарем-сантехником, Наталья — диспетчером, их семьи живут рядом с родителями. Продолжает сельскохозяйственную династию и один из внуков Лаханских: получив высшее образование, Никита Гайдуков вернулся в СУП «Липовцы» инженером.
Поначалу было психологически очень тяжело на новом месте, признается Мария Никитична. Помогало освоиться доброе расположение местных людей и руководства. С особой благодарностью она отмечает нынешнего председателя сельисполкома Святослава Драбцова, бывшего директора хозяйства Физули Гасанова, которые всегда приходили на помощь. «Привыкали к новой земле в буквальном смысле слова — у нас ведь на Гомельщине чернозем, все растет и вызревает без теплиц, под открытым небом», — рассказывает преселенка. Но и здесь она «приручила» землю, урожаям опытной огородницы можно позавидовать. Всю рассаду выращивает сама и делится излишками с детьми и друзьями. Нынче уже давно помидоры высажены в теплицу, правда, ее приходится немного подогревать. Славятся Мария Никитична и Николай Банедович, впрочем, как и большинство переселенцев, гостеприимством и трудолюбием. Пережив чернобыльскую беду и потеряв много родных и друзей (Мария похоронила четверо сестер и братьев), они по-особому ценят жизнь. Уроженцы загрязненных районов общаются между собой из разных уголков Беларуси. Хоть прошло много лет, родина не отпускает, ежегодно на Радуницу Лаханские посещают кладбища в Новоселках и Вити Хойникского района. После погоста идут на место, где когда-то был их дом с липой под окном.
Теперь там ровные засеянные поля, и только огромное дерево тихим шелестом молодой листвы приветствует прежних хозяев… Мария Никитична и Николай Банедович прощаются с липой и возвращаются в Липовцы на новое место жительства.
Нина Столяренко