Фото из архива Новости темы «Репортаж» «Посеяли, вырастили, упаковали — все с любовью». Репортаж с тепличного комбината столицы «Ой, чырачко, ой, пташэчко»: как в Тонеже зиму провожали да весну звали
Они и сами не знали, что станут участниками довольно популярной в свое время игры «Верю не верю». Только не карточной, а виртуальной или телефонной. С начала года уже 90 человек в Витебской области попались на абсолютно разные уловки мошенников. А 75 из этих случаев пришлось на интернет-площадки и кредиты. Здесь и покупки вещей по «скидкам», и слепая бдительность после предложения участвовать в «спецоперации», которая невероятным образом приводила за деньгами в банк. Да и другие эпизоды, развитие которых даже не заставило людей усомниться, что общаются они с псевдопродавцами, лжесотрудниками милиции и СК и переходят по вишинговым ссылкам.
Примерно такие же мысли — доверие без тени сомнения, — роились в голове 56-летней жительницы Полоцка. О случае еще не писали СМИ. Женщине 10 февраля позвонил человек по Viber, представился сотрудником милиции и сообщил, что на ее карт-счете замечена подозрительная активность. Незнакомец для правдоподобности отправил фото якобы своего удостоверения в мессенджере, а затем предложил ей поучаствовать в специальной операции по поимке мошенников. Разумеется, для этого требовалось перечислить деньги на указанный счет. Поскольку у рабочей местного предприятия не было нужной суммы, она пошла за кредитом в банк. Там ей удалось быть настолько же убедительной, насколько был ее собеседник по телефону, когда пришлось с уверенностью сказать, мол, средства нужны на потребительские нужды. Ведь злоумышленники заранее проинструктировали: на лишние вопросы не отвечать, о звонке никому не говорить. Так полочанка перевела кому-то кредитные Br19,5 тыс., которые теперь ей самой придется выплачивать.
Иван Бурко На другого рода крючок мошенников попался 25-летний Иван Бурко из Полоцка. Молодой человек решил обновить к весне гардероб и 5 февраля по всплывающей рекламе в Instagram перешел в аккаунт интернет-магазина по продаже обуви. Это был аккаунт bandana.kross. Выбрав подходящую пару кроссовок по неплохой скидке, он поинтересовался условиями покупки. Оказалось, нужно внести предоплату — всего Br20.
«Я бы не сказал, что цены были слишком снижены, не в два раза ниже реальных. Все выглядело вполне правдоподобно. Если брать стандартную цену в интернет-магазине этих же кроссовок, они стоят Br100-120, здесь их продавали за Br70. Немного дешевле. И не весь товар был на скидках, только определенные модели спортивной обуви. Многие были по стоимости, которая соответствуют другим магазинам Instagram-платформы. Все было настолько реалистично и правдоподобно. Я на многие магазины подписан, периодически заказывал вещи, надеюсь, все остальные настоящие», — размышляет полочанин.
Молодой человек поясняет, что не обратил внимания на способ расчета. Обычно при заказе в Instagram товар оплачивался по факту наложенным платежом через «Европочту». Здесь же от магазина пришла ссылка на сайт, где нужно было провести операцию. Набор веб-страниц выглядел точь-в-точь как сайт «Белпочты». Для удобства пользователя в специальном окошке даже виднелась сумма предоплаты. Оставалось ввести номер карты, срок ее действия и трехзначный код на обороте, что пользователь и сделал.
«Я подумал, что это стандартная процедура. Во многих случаях так происходит в интернет-магазинах того же Wildberries и других площадок», — аргументирует он.
Через несколько минут Ивану Бурко пришло сообщение о списании всех денег, которые в тот момент были на карте — Br260. «В этом СМС также была ссылка на какой-то сайт денежных переводов непонятный. В банке о нем никто не знал. Конечно, я сразу понял, что, скорее всего, это мошенники, но была надежда на ошибку сотрудников банка. После моего обращения 6 февраля в банк стало понятно, что это злоумышленники, — говорит собеседник. — Банк направил меня в страховую компанию, так как моя карта была застрахована. А дальше — в Следственный комитет».
Сайт-клон, куда покупателя направили мошенники, оказался вишинговым. В доменном имени были еле заметные отличия от оригинальной платформы. Как говорит молодой человек, он успел сделать скриншоты сразу после списания. А чуть позже обнаружил: вход на страницу злосчастного магазина в Instagram ему запрещен.
«Проще прийти в магазин». Как одна встреча с преступниками лишает желания делать заказы в сети
Старую карту жителя Полоцка банк аннулировал и заблокировал, выпустив новую. Ивану пришлось собирать пакеты документов для банка и страховой компании. Одну бумагу он ждет из местного РОВД, чтобы прояснить, смогут ли в страховой фирме ему вернуть похищенные деньги. Тут шансы 50 на 50, поскольку держатель карт-счета сам передал данные, а средства были похищены путем мошенничества. Если бы списание произошло без его участия, то возвратить честно заработанные было бы проще. «Надежда все еще есть», — делится Иван Бурко.
Он уже рассказал о несостоявшейся покупке всем знакомым и родным. Говорит, может, хотя бы их минует его участь. «Конечно, обидно было и очень неприятно. Вроде, каждый день слышишь о мошенниках, видишь информацию по телевизору, везде социальная реклама, баннеры. И все равно получилось, что не учел всех факторов, — разводит руками молодой человек. — Думаешь, ну как я могу попасть в такую ситуацию?! Я же молодой, более продвинут в IT-сфере, чем, например, пожилые бабушки и дедушки, которых обманывают на крупные суммы. А сам вот, видите, вроде 25 лет, а все равно недосмотрел и попался в их капкан».
Такая виртуальная встреча со злоумышленниками заставила Ивана пересмотреть приоритеты. Если раньше он предпочитал экономить время на походы в магазины, то теперь готов тратить на них даже целый выходной. «Я для себя вообще решил: есть выходные и возможность выехать в Минск. Если найду какой-то магазин — лучше его посетить. Так буду уверен на 100%, что не обманут. Заказывать в интернет-магазинах Instagram больше не планирую. Я изменил свое мнение на этот счет. Проще прийти в магазин лично», — заключает он.
Даже цветы к 8 Марта. Что предлагают фейковые интернет-магазины
Распознать неладное пользователи могут по нескольким признакам. Лжепродавцы требуют перевести предоплату (без нее даже переписываться порой отказываются), а цену на товары существенно снижают. Еще можно оценить длительность «жизни» магазина, поинтересоваться отзывами о нем у знакомых. А если настойчивый продавец отправляет ссылку на какой-то сайт, вежливо с ним распрощаться.
«Молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет», — рисует портрет среднестатистической жертвы мошенников из интернет-магазинов старший оперуполномоченный управления уголовного розыска криминальной милиции УВД Витебского облисполкома Кирилл Климентьев.
По его словам, такие площадки могут предлагать любые товары, но чаще в ход идут одежда, обувь и техника. Обязательно появляются и сезонные странички — с широким ассортиментом мебели для сада летом и искусственных елей ближе к Новому году. А вот к Международному женскому дню появилась еще одна тема — стали запускать «акции» на продажу цветов вроде такой: «Букет из 100 роз за Br50».
Старший оперуполномоченный УУР криминальной милиции УВД Витебского облисполкома Кирилл Климентьев
Карты Канады и Армении. Куда ведет электронный след злоумышленников
Оперативники уже наладили работу с белорусскими банками, и те при необходимости передают им данные о владельцах подозрительных карт-счетов. Сейчас этот процесс стараются ускорить. «Налаживаем контакты и с банковскими учреждениями, — говорит Кирилл Климентьев. — Как правило, с одной карты деньги сразу уходят еще на три-четыре. Это потом достаточно сложно отследить, процесс трудоемкий».
К тому же злоумышленники предоставляют своим потенциальным жертвам номера карт разных банков. Некоторые финансовые институты находятся в Беларуси, другие — за рубежом. Вот тут уровень сложности задачи зашкаливает. «Кроме белорусских, могут быть российские и виртуальные банковские карты других стран. Тут уже встречались карты Канады, Армении, Азербайджана — география широка», — поясняет старший оперуполномоченный.
В теории владельцев карты установить можно, но когда речь идет о банке Азербайджана или Канады, шансы установить владельцев невысоки. «В рамках международного поручения документы направляются, стараемся отслеживать», — добавляет он.
Звонки о ДТП, покупка авто, аренда жилья: другие приемы из методички мошенников
Нашумевшие в прошлом году случаи телефонного мошенничества пока сошли на нет. Речь об эпизодах, когда жителям какого-либо крупного города Витебской области в один день поступали звонки о якобы попавших и виновных в ДТП родных. Незнакомцы представлялись сотрудниками правоохранительных органов. Они сообщали, что могут решить проблему, только нужна определенная сумма. Для уверенности просили собрать чашки, ложки и постельные принадлежности в больницу. Доверчивые люди отдавали сбережения курьерам, которые уже через пару минут после звонка ожидали у их порога. Адресатами таких сообщений становились пожилые и одиноко проживающие люди.
«В качестве курьеров злоумышленники выбирали как местных жителей, так и граждан России и Латвии. Люди находили подработку, им обещали легкие деньги, фигурировали большие суммы, — рассказывает Кирилл Климентьев. — Они все предпринимали меры защиты: маска, очки, шапка, капюшон и перчатки, чтобы их тяжело было идентифицировать. Это были люди от 18 до 30 лет, а самому старшему было около 60 (мужчина из Витебска). С пожилыми гражданами им запрещено было общаться».
Жертву, как и в случае с ложным участием в операции по поимке преступников, постоянно держали «на проводе» — так человек не мог связаться с родными. Если он быстро понимал природу звонивших и сообщал обо всем в милицию, то курьера могли задержать по горячим следам. Поэтому в некоторых случаях сбережения уцелели. Телефонным «атакам» со звонками о ДТП, которых не было, подвергались жители Орши, Полоцка и самого областного центра.
Пенсионерка из Витебска чуть было не стала жертвой мошенников повторно. На сайте знакомств она переписывалась с «американским врачом», находящимся на спецоперации в Сирии. Ему доверчивая женщина перевела крупную сумму, а спустя время пошла за кредитом в банк, чтобы перечислить деньги уже военному. К счастью для витебчанки, ее успели отговорить от идеи сами сотрудники банка.
«Встречаются и такие единичные случаи: человек играет на криптобирже, решается купить автомобиль за детскую цену. И все сводится к тому, что нужно перевести предоплату, — перечисляет схемы мошенничества старший оперуполномоченный. — Также люди на «Куфаре» подыскивали себе жилье в аренду. Для убедительности «арендодатель» предоставлял паспортные данные жителя Беларуси. Говорил, что находится за рубежом, квартира пустует, а показать ее может родственник. Но чтобы владелец был уверен, что человек будет заселяться, от него требовали перевести предоплату».
В итоге потенциальный квартиросъемщик пришел, а у дверей стояли еще несколько потерпевших. Они также переписывались с владельцем, решили посмотреть арендованную жилплощадь. Затем все вместе собрались и пришли в милицию. Оказалось, переписывались обманутые граждане с одним и тем же пользователем. «Мы активно прорабатывали тему и выяснили, что люди, которые этим занимались, находятся на территории Польши», — дополняет Кирилл Климентьев.
Сотрудник милиции отмечает, что по всем фактам мошенничества ведется тщательная проверка, сайты блокируют либо ограничивают к ним доступ, звонки «пробивают». А распространение мошеннического «вируса» проще предупредить, чем лечить от него. Потому и на жителей области у правоохранителей особая надежда, точнее, на их бдительность.
Евгения Архипова,
фото УВД Витебского облисполкома,
БЕЛТА.