Справедливое отношение к людям — одно из основных требований Президента Беларуси Александра Лукашенко к руководителям всех уровней. Особое внимание в этой связи уделяется работе с обращениями граждан, каждое из которых необходимо рассматривать индивидуально, непременно помогая тем, кто в этом действительно нуждается. С этой целью в стране сформирована необходимая законодательная база, налажена системная работа, включающая не только изучение письменных обращений, но и выездные приемы граждан, комплексный анализ отдельных проблем, проводятся мониторинги.
Разрешение наиболее острых и общественно значимых вопросов ставится на особый контроль, что помогает оперативно выявлять волокиту и формализм в работе местных властей. Тем не менее, поток писем в госорганы не иссякает.
По словам начальника главного управления по работе с обращениями граждан и юридических лиц Администрации Президента Беларуси Станислава Буко, злободневные вопросы, с которыми обращаются граждане, касаются разных сфер жизнедеятельности. В поступающих письмах присутствует широкий спектр тем от государственного управления, бюджетно-финансовой политики до работы транспорта и бытового обслуживания населения.
Указом «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» закреплен принцип первоочередного рассмотрения обращений непосредственно на местах. Вместе с тем люди зачастую выбирают «путь наименьшего сопротивления» и идут со своими проблемами сразу на самый верх — пишут главе государства, в республиканские органы госуправления.
Примерно 70% от поступивших обращений должны были быть рассмотрены прежде всего на местном уровне.
Если бы все происходило четко по установленным правилам, и большинство обращений рассматривалось бы в соответствии с компетенцией на местах, то у нас было бы больше времени на рассмотрение обращений, которые требуют детального и всестороннего изучения той или иной проблемы. Сегодня каждое пятое обращение, поступившее в Администрацию Президента, находится на контроле. В отдельных случаях при необходимости осуществляется выезд сотрудников на место, а также поддерживается контакт с заявителем. Осуществление контрольных функций позволяет выявлять нарушения местных органов власти (волокиту, формализм, пересылку вниз по подчиненности и тому подобное, — отметил Станислав Буко, подчеркнув, что качество работы зависит от конкретного человека, от руководителя. Если провести анализ работы с обращениями на местах, то есть руководители, которые, по отзывам самих же граждан, очень внимательно относятся к решению проблем, всегда выслушают, постараются помочь. Для других главное — производственные показатели, а людские проблемы отходят на второй план, вот их и пускают по кругу».
«Сейчас от общего объема к нам поступает более 30% электронных обращений, и ежегодно отмечается тенденция к росту. К электронным обращениям, как правило, прибегает более молодое поколение, хотя и люди зрелого возраста тоже активно с помощью своих детей пользуются такой возможностью», сказал Станислав Буко.
Сегодня в соответствии с законодательством установлен единый день приема для руководителей всей вертикали власти — среда. Если положено, например, с 14.00 до 20.00, то даже если нет людей, руководитель в это время находится на рабочем месте.
Кроме того, во всех регионах есть практика проведения выездных приемов. Данная форма весьма актуальна и востребована в сельских регионах. Вместе с тем более пристальное изучение материалов показывает, что на местах решение любого вопроса чаще всего замыкается на первых лицах. Это свидетельствует о неготовности, а в некоторых случаях и неспособности должностных лиц, непосредственно отвечающих за конкретную сферу деятельности, решать проблемы граждан самостоятельно и стремлении переложить ответственность на вышестоящих руководителей.
Закон об обращениях граждан и юрлиц, вступивший в силу два года назад, позволил вывести работу с обращениями граждан на новый уровень.
«Новации позволили обеспечить без лишнего формализма и волокиты рассмотрение обращений, усилили гарантии реализации конституционного права каждого на обращение. Однако жизнь не стоит на месте, и для нас, парламентариев, весьма важным является этап мониторинга практического применения документа после его вступления в силу. А практика показала, что назрела необходимость в корректировке некоторых норм этого закона», — подчеркнула заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Тамара Красовская.
Для госорганов, руководителей организаций, индивидуальных предпринимателей обращения граждан являются одним из основных источников информации, необходимой для принятия качественных и эффективных решений, считает Тамара Красовская.
«К тому же я не понаслышке знаю, что самое главное — за неиссякаемым потоком служебных бумаг и неотложных дел увидеть живого человека с его проблемами, чаяниями и надеждами. Только такой подход может максимально гарантировать защиту прав и законных интересов граждан», — подчеркнула она.
Обращения как способ взаимодействия государства и граждан служат интересам, потребностям и развитию общества.
Анализ предложений граждан и поднимаемых ими вопросов, систематическое изучение реализации норм законодательства на местах являются основанием для совершенствования правовой базы.
По материалам БелТА.