211613650Россельхознадзор запретил поставки пищевой продукции ряда белорусских предприятий и со дня на день собирается запретить транзит санкционных товаров из Беларуси в Казахстан и обратно. Даже эти два звена уже достаточно внушительной цепи претензий российской стороны к белорусской у нас не обсуждает сейчас только ленивый.

Причем далеко не все стараются вникнуть в суть происходящего, просто на уровне обывателя инстинктивно чувствуют… обиду, недоумение, возможно, разочарование.
Почему российское надзорное ведомство ведет себя так, как будто выбилось из сил, пытаясь договориться и исправить ситуацию тихо и мирно, не вынося, что называется, сор из избы, и вынуждено прибегать к ограничительным мерам, которые противоречат природе интеграционных образований, которые мы не без успеха стараемся построить?

Если попытаться обобщить, пусть и несколько утрируя, то основных претензий у Россельхознадзора к Беларуси две: якобы недостаточно высокое качество пищевой продукции, поставляемой на российский рынок, и стремление нажиться на соседском «горе», которое выражается в попустительстве надзорных органов, то и дело пропускающих фуры с санкционными товарами в Россию, и производстве «белорусских креветок».

По поводу недостаточно качественных мясных и молочных продуктов из Беларуси. Директор Белорусского государственного ветеринарного центра Александр Аксенов отметил, что геном АЧС, наличие которого Россельхознадзор обнаружил в белорусской продукции, не выявлен ни в одной из взятых за последнее время проб. А их, на секундочку, в период с 30 октября по 20 ноября было исследовано более 1,2 тыс. Можно, конечно, усомниться в том, что белорусские специалисты компетентны проводить соответствующие испытания. Но почему-то у европейских экспертов таких сомнений не возникает. По словам Александра Аксенова, центр посещала миссия Европейского союза по контролю за остаточным количеством вредных веществ. «По нашей лаборатории замечаний не было», — подчеркнул директор. Кроме того, свою компетенцию центр регулярно подтверждает валидацией методов, применением международных методов ИСО, которыми пользуются все страны мира, и участием в сличительных исследованиях.

Конечно, никто не отнимает у России права не доверять белорусским исследованиям и проводить свои собственные на благо здоровья российских граждан. И высказанное мнение главы Россельхознадзора о необходимости создания в Таможенном союзе единой системы ветеринарного и фитосанитарного контроля Беларусью только приветствуется. Тем более что Белгосветцентр уже выступал с предложением построить наднациональный контрольный орган, но, по словам Александра Аксенова, эту идею в России и Казахстане не поддержали. Поэтому Беларусь в будущем году начнет строить новый государственный ветцентр с прицелом на получение международного сертификата аттестации.

Если же оставить потребителя и его выбор в покое, то за высокое качество нашей продукции готовы поручиться и власти, и специалисты. Так, заместитель премьер-министра Беларуси Михаил Русый абсолютно уверен в качестве белорусской продукции и считает ситуацию с поставками в Россию одним из видов конкурентной борьбы. Подтверждают это и независимые эксперты, которые считают, что российский бизнес не заинтересован в том, чтобы белорусский производитель, поставляющий товары по низким ценам, был представлен на рынке максимально широко. Как дефицит товаров отражается на стоимости, наверняка знают простые потребители, кошельки которых начинают стремительно худеть от такой экономической политики.

Теперь о транзите санкционных товаров. Так уж складывается ситуация последних нескольких лет, что Беларусь, Казахстан и России (а теперь уже и Армения) целенаправленно движутся в направлении создания Евразийского экономического союза. Основополагающим постулатом интеграционного объединения является отсутствие ограничений на передвижение товаров, грузов, рабочей силы и, как итог, стимулирование роста экономики всех стран, входящих в объединение. Поэтому разговоры о возможном введении Россией запрета транзита санкционных товаров из Беларуси в Казахстан и обратно вызывают недоумение. Это как минимум. Как максимум это противоречит обязательствам по договору об ЕАЭС, о чем заявил председатель Палаты представителей Национального собрания Беларуси Владимир Андрейченко.

Любопытен и тот факт, что Беларуси приходится решать проблему, к которой, по сути, она прямого отношения не имеет. Да, введенное Россией эмбарго предоставило белорусской перерабатывающей промышленности дополнительные возможности. И российские власти не единожды высказывались за то, чтобы Беларусь этими возможностями пользовалась: мол, можете перерабатывать — перерабатывайте. Что до транзита, то Беларусь стояла и будет стоять на том, что действует исключительно в правовом поле Таможенного кодекса Таможенного союза. Как подчеркнул начальник управления организации таможенного контроля Государственного таможенного комитета Беларуси Андрей Ковальчук, белорусской таможенной службой приняты исчерпывающие меры по недопущению ввоза санкционных товаров через территорию Беларуси в Россию.

В качестве заключения. Беларусь всегда, была против конфликтов — будь то газовых, нефтяных, молочных, мясных или любых других. И сейчас мы не конфликтуем и впредь конфликтовать, хочется надеяться, не придется. Мы любим и умеем производить: и мясо, и молоко, и креветки, если хотите. Не хотите, ну что ж. С сожалением, потому что действительно хотели помочь, причем не властям, а людям, но мы поймем. Сложнее с пониманием нарушения достигнутых ранее договоренностей. Тем более что всегда умели договариваться без запретов и санкций, так почему не можем договориться сейчас?
БелТА.