Николай Ребенок жил в г.п. Брагин. Где-то в полдень 26 апреля 1986 года пошли слухи о взорвавшейся в г. Припять атомной станции. Как и многие, особо не придавал этому значения: всякое бывало, успокоится. Когда появилась сухость и горечь во рту, слезоточивость глаз, насторожился. Непонятная утомляемость замечалась у его малолетних детей.

На снимке: жители ул. Новая — переселенцы Владимир Николаенко, Нина Козлова, Валерий Короткевич, Галина Кислова, Николай Ребенок, Лилия Ковалева

Тревоги прибавляли сообщения из школы, что у некоторых учеников на уроках случались сонливость, носовые кровотечения. Родители обеспокоены, но 1 мая многие вышли с пионерами на праздничную демонстрацию. На второй день началось отселение из 30-километровой зоны. Волнение нарастало. Детей до 14-летнего возраста отправляли в пионерские лагеря, санатории республики, старшие продолжали учебу. Все лето оздоровление проходила и семья Ребенок. И только через несколько лет она получила долгожданное удостоверение на право обязательного отселения. Предлагались разные варианты нового местожительства, в том числе в микрорайоне «Малиновка» г. Минска. Посоветовавшись с родными, знакомыми, которые тоже собирались в путь, остановились на населенном пункте Новка Витебского района, где строилось жилье для переселенцев.

Витебский вариант выбрала и жительница г. п. Брагин Галина Кислова. В 1986 году она работала в торговле, обслуживая отселенных из зоны людей. Всего насмотрелась. Вспоминает, как создавалось местными властями благополучие радиационной обстановки. В горпоселке построили многоквартирный жилой дом. Были выданы ордера: живите — и радуйтесь. Но перед заселением ретивые новоселы решили проверить поверхностное радиоактивное загрязнение строения. Оно оказалось запредельным. Дом пришлось снести и закопать.

— Уехала подальше от радиации, ближе к северной столице, — говорит Галина Николаевна, увы, потерявшая мужа.

В Новке готовили к заселению в 1993 году первые два пятиэтажных дома. Улица получила название Новая, что созвучно времени: начинать жизнь с чистого листа. Справил тогда новоселье и переселенец из г.п. Хойники Владимир Николаенко. Работал в лесном хозяйстве, ездил и в соседний Наровлянский район. За участие в ликвидации последствий аварии удостоен наград.

— Прижились. Кто работает, кто на пенсии. Часто вспоминаем о трагедии 30-летней давности. Горько. Дай Бог здоровья детям, внукам, — желает Владимир Николаевич.

На ул. Новая живут потерпевшие от аварии из других регионов Гомельщины и Могилевщины: Ветка, Корма, Чечерск, Наровля, Краснополье, Славгород… И не только в Новке можно встретить переселенцев. Прописались они в населенных пунктах сельсовета — Сосновке, Осиновке, Волосово….

Хотя и прошло 30 лет после катастрофы, живет у чернобыльцев ностальгия по вынужденно покинутым родным местам. Воспоминаниями делится Нина Козлова, участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, переселенная из г.п. Корма:

— У меня двое сыновей. Старшему Николаю в 1986 году было 4, младшему Андрею — 3 года. И сейчас помню длинную колонну автобусов, увозящих детсадовского и младшего школьного возрастов детей. На улице стоял сплошной плач. Тяжело было на душе.

Спустя два года началось отселение. Люди оставляли родные места, где выросли, учились, встретили первую любовь, создали семьи. С мужем выбрали Витебщину. Не жалеем. В Новке приняли дружелюбно. Устроилась на местный плодоовощной комбинат. Обжились. Долгие годы было такое чувство, что мы в командировке, которая закончится скоро и возвратимся домой. Но судьба распорядилась иначе.

С именем Нины Козловой связано создание в 1995 году общественной организации «Помощь детям Чернобыля», которую возглавляла 13 лет. Было налажено сотрудничество с немецкой организацией г. Нинбурга. Ежегодно в летний период она принимала на оздоровление 25 детей. Немецкие друзья также оказывали гуманитарную помощь для переселенцев из Чернобыльской зоны.

Жизнь продолжается. Вот такое четверостишие услышал я от переселенцев:

Спасибо Вам, кто, нас спасая,
Здоровья не жалел тогда!
Ушедшим — благостного рая,
Живущим — долгие года.

КСТАТИ
Под социальным медицинским наблюдением в республике находятся более 1,5 млн. человек, в том числе 262 тыс. детей и подростков.

ФАКТ
В течение 1986 года из белорусской зоны аварии были эвакуированы 24,7 тысячи жителей из 107 наиболее пострадавших населенных пунктов. К настоящему времени всего отселено 137,7 тыс. человек из 471 населенного пункта. Из них 295 находятся в Гомельской области, 174 — в Могилевской и 2 — в Брестской области. Одновременно с организованным переселением и эвакуацией самостоятельно покинули территории радиоактивного загрязнения около 200 тысяч человек.

Николай Кохно.

Фото автора.