Всю жизнь мы спешим и пытаемся любыми способами «догнать» время. Благодаря автомобильному транспорту мы легко преодолеваем большие расстояния, тем самым, экономим драгоценные минуты. Желание быть первым во всем, в том числе и на дороге, побуждает водителей маневрировать и обгонять своих собратьев. С начала текущего года в Витебской области произошло более 40 ДТП, 4 из которых стали результатом нарушений правил обгона.
Фото из открытых интернет-источников
Как рассказал начальник ОГАИ Витебского РОВД Алексей Кузьмин, согласно Правилам дорожного движения, обгоном называется процесс опережения транспортных средств с выездом на встречную полосу, где нас и подстерегают экстремальные ситуации. Можно однозначно утверждать, что залогом успешного и безопасного обгона является подготовка к нему. Как правильно обгонять автомобили, чтобы приехать быстрее других и не попасть в аварийную ситуацию? Правоохранитель настоятельно рекомендует перед маневром проанализировать обстановку в комплексе – качество дорожного покрытия (наличие луж, ям, колейности), погодные условия и дорожные знаки. Лучше начинать опережение, загодя выехав на встречную полосу, а не внезапно «вынырнув» из-за другого автомобиля. Желательно просчитать «пути отхода», то есть ширину и покрытие обочины, наличие на ней столбов или других препятствий. Совершая маневр, важно не только соблюдать ПДД, но и все же быть готовым к тому, что другие участники движения в любой момент могут их нарушить.
— Если вам кажется, что обгон завершить не успеваете, важно быстро принять решение и не менять его до завершения маневра – ведь если начать «метаться» по дороге, будет только хуже, констатирует Алексей Кузьмин. — А когда решение принято, надо всеми возможными способами предупредить других участников дорожного движения о своих последующих действиях: включить соответствующий «поворотник», дальний свет (но не мигать – это может восприниматься как сигнал о том, что вы уступаете дорогу), посигналить. В ситуации, когда обгоняемый автомобиль еще находится перед вами, лучше вернуться на свою полосу. Одновременно с этим быстро, но, не допуская блокировки колес, следует погасить скорость. Если вы уже поравнялись с обгоняемым, но неожиданно появился встречный автомобиль, следует в первую очередь оценить возможность продолжения маневра. Если для резкого «рывка» вперед не хватает мощности и динамики двигателя, лучше «сдаться», заняв свою полосу.
Алексей Кузьмин обращает внимание, на то, что когда разница в скорости с обгоняемой машиной достаточно велика, можно продолжать обгон. При этом следует хорошо обозначить свое положение для встречного автомобиля, а также подать сигнал обгоняемому: возможно, он притормозит и пропустит вас. Но рассчитывать только на помощь окружающих не стоит. В критической ситуации можно использовать прием, который иногда называют «ударным разгоном»: быстро перейти на пониженную передачу, нажав «газ в пол», резко отпустить (включить) сцепление. Затем уверенно, но плавно сместиться как можно правее. При этом, обогнав автомобиль, не следует делать резких движений, а достаточно плавно занять свою полосу. А включение дальнего света предупредит водителя встречной машины о том, что ему следует уменьшить скорость и прижаться к обочине.
Если обгоняют вашу машину, все зависит от решения водителя опережающего автомобиля. Если он намерен завершить маневр – тормозите, если отказаться – ускоряйтесь. Главное в этой ситуации – понять, что будет делать ваш коллега. А если он невнятно демонстрирует свои намерения, лучше снизить скорость и прижаться к обочине – ведь когда скорость меньше, то и последствия при аварии будут не такими тяжелыми.
В любом случае, если ситуация критическая, нужно «до последнего» избегать лобового столкновения всеми возможными способами. Уходить от лобового столкновения необходимо путем наименьшего риска для жизни – своей и окружающих. Притереть попутную машину или уйти на противоположную обочину, тормозить «в пол» или выскакивать в кювет – такие решения невозможно просчитать заранее – все зависит от особенностей дорожной обстановки. В любом случае нужно стараться сохранить контроль над своей машиной и сберечь людей.
Ни в коем случае не следует создавать аварийную ситуацию, пытаясь проучить или наказать обгоняющего. Ценой подобного поведения могут стать человеческие жизни. Можно однозначно утверждать, что здравый смысл, предупредительность и уважение друг к другу – вот непременные условия безопасного обгона.